Университет XXI века: научное измерение

Философия. Культурология. Этика в современном мире 329 ская значимость таких исследований заключается в том, что они могут стать ос- новой а) для формирования компетенций в этическом образовании б) для фор- мирования этико-правовых правил, этических кодексов для высших учебных за- ведений в) для понимания процессов ценностных трансформаций, происходя- щих на фоне цифровизации образования Способы предотвращения этических рисков – подразумевают мониторинг и анализ ценностных рисков в преподавательской и студенческой среде, что мо- жет стать основанием для формирования концепции рисков образования в кон- тексте новых цифровых технологий Разрешение моральных дилемм – может включать в себя формирование банка дилемм и конфликтов в цифровом образовании, их систематизации, типи- рования, и дальнейшего определения способов их предотвращения и разреше- ния, что особенно актуально при формировании этического кодекса универси- тета. Все вышеназванные элементы формируют особую систему этического об- разования, отвечающую актуальным задачам, основная из которых – предотвра- щение дегуманизации образования в процессе его цифровизации. Кроме того, практики этического образования представляют собой симбиоз этической регу- ляции и нравственного воспитания, проявляющий себя в следующем: 1) Результаты мониторинга нравственных ценностей могут стать основой для формирования системы нравственного воспитания, понимания его основных направлений и наиболее важных проблем. 2) Способы предотвращения этических рисков могут лечь в основу системы этического регулирования в высших учебных заведениях. 3) Разрешение моральных дилемм формирует практики нравственного вос- питания и этического регулирования. Таким образом, условием эффективного предотвращения и разрешения ост- рых вопросов цифровизации образования является гуманитарная парадигма, од- ним из элементов которой является этическое образование, раскрывающееся не только в теоретическом, но и в практическом, методологическом смысле, что предполагает новые способы анализа существующих проблем. Литература 1. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Цифровиза- ция в системе высшего образования: социологический анализ // Alma Mater (Вестн. высш. школы). 2021. № 8. С. 16–24. 2. Марков Б. В., Волкова С. В. Образование в цифровую эпоху: опыт фило- софского осмысления // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 3 (31). 3. Назаров В. Н., Мелешко Е. Д. Этическое образование в России: проект интегральной этики // Вестн. Рос. гуманитарного науч. фонда. 2005. № 40. С. 98–107. 4. Плужникова Н. Н. Цифровизация образования в период пандемии: социальные вызовы и риски. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya- obrazovaniya-v-period-pandemii-sotsialnye-vyzovy-i-riski (дата обращения: 19.05.2022).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=