Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 328 Ю. В. Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРАКТИКИ ЭТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Аннотация. Цифровизация образования формирует принципиально новое научно-обра- зовательное пространство, требующее использования обновленных подходов к исследова- ниям, обучению и воспитанию, одними из которых являются практики этического образова- ния. В статье описывается принципиально новое понимание этического образования, которое предстает как синтез этической регуляции и нравственного воспитания в условиях цифрови- зации образования. Анализируются основные элементы этического образования, включающие в себя: 1) мониторинг трансформации профессиональных ценностей; 2) способы предотвра- щения этических рисков и 3) разрешения моральных дилемм в практике профессионального научно-образовательного кластера. В результате определяются перспективы и тенденции эти- ческого образования и нравственного воспитания в системе высшего образования. Ключевые слова: этическое образование, нравственное воспитание, цифровое образо- вательное пространство, аксиологический мониторинг; этические риски; моральные дилеммы. Цифровые проблемы образования часто имеют этических характер, и именно этический подход к этим проблемам, несмотря на его востребован- ность, на данный момент недостаточно реализован как в научно-исследователь- ском, так и в практическом смыслах. С одной стороны, цифровизация образова- ния рассматривается с точки зрения социологического подхода [1; 2; 4; 5; 8; 10], с другой – с философско-теоретических позиций [2; 3; 5; 7; 11]. Несмотря на оче- видную научную ценность, данные подходы лишь теоретизируют или констати- руют ситуацию, не предлагая практических решений проблем цифровизации об- разовательного пространства. В этом смысле принципиально новый подход к практикам этического образования, который представляет собой синтез этиче- ского образования и нравственного воспитания, может предложить практиче- ские способы разрешения наиболее острых вопросов цифровизации, что делает тему практик этического образования актуальной в сложившихся условиях. Практики этического образования – совокупность методов научно-исследо- вательской работы и преподавания, которые формируют гуманитарную ценност- ную парадигму нового цифрового образовательного пространства. Практики этического образования включают в себя такие элементы как: 1) мониторинг трансформации профессиональных ценностей; 2) способы предотвращения этических рисков; 3) разрешение моральных дилемм в процессе образования и воспитания. Мониторинг трансформации профессиональных ценностей представляет собой практики аксиологического анализа в профессиональной среде (на базе вуза). Цель мониторинга – отслеживание ценностных изменений и степени вли- яния цифровизации на профессиональные нравственные ценности. Практиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=