Университет XXI века: научное измерение

Философия. Культурология. Этика в современном мире 323 Мердок, рассматривая культурные универсалии с антропологической точки зрения, выделяет их типы в контексте различных способов существования. В этой связи выделяются 88 «общих поведенческих категорий, которые вклю- чают разнообразие культурных проявлений: от места обитания до одежды, обычаев, обрядов и т.д.» Культурные универсалии формулируются автором, как «типовые аспекты жизни, которые проявляются в поступках, во всех известных обществах». По его мнению, «удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два непременных элемента: 1) правила брачных отношений, отражающих сло- жившуюся социальную культуру воспроизводства; 2) правила спортивных со- стязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии» («язык, как символику и смыслы действий (знаки и значения); ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий; символы, понятия и смыслы, кото- рые придаются действиям; типичные связи и взаимодействия (родственные, цен- ностные, нкциональные, ритуальные и т. п.); образцы и эталоны поведения») [2]. Таким образом, культурные универсалии как элементы реальности куль- туры , культурного текста , включают в себя потенциальную проекцию прояв- ления в действительности в культурной деятельности, поступках, ритуалах, определенных правилах и т. д. Таким образом, междисциплинарный подход поз- волил проанализировать феномен культурных универсалий в контексте ком- плексной методологии : с позиций культурологии, антропологии философии (ме- тафизики) и этики, что дает возможность раскрыть проблему культурных уни- версалий в контексте реальности и действительности, фактуальности и са- кральности, единичного и множественного . Вывод: культурные универсалии представляют собой исторически общие для всех культур ценностные образцы, имеющие регулятивно-нормативные свойства, которые укоренены в обществен- ном сознании и коммуникативной практике. Культурные универсалии представ- ляют собой ответы на вызовы природы, социума, ведь они «рождаются и уми- рают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью; они живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, при- ветствия, разделение труда и т. п. Этот подход дал возможность социологам, ис- следующим различные типы общества, выделить такие его элементы как: язык, ценности, смысловую поведенческую символику, типологию культурных и род- ственных связей, нормы и правила поведения. Моральные универсалии . Особенность феномена моральной универсалии обеспечена ценностно-нормативным содержанием морального сознания (идеал, принципы, ценности, нормы, мотивация) в контексте моральной реальности и моральным действием (поступок) в ареале моральной действительности, при- чем моральное сознание, проецируется на моральное действие. В связи с этим выделены основные характеристики моральных универсалий, характеризующих универсальность их ценностного содержания, таких как абсолютность, общепри- знанность, беспристрастность, безадресность, универсальность. Моральные уни- версалии как феномен культуры подвержены процессу аккультуризации, сохра- няя наиболее целесообразное ценностно-нормативное содержание и функцио- нально-действенное регулирование.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=