Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 322 Е. Д. Мелешко, В. Н. Назаров Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ МОРАЛИ: ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Аннотация. В данном исследовании рассматривается проблема культурных универса- лий морали: их метафизическая и культурная природа, коммуникативные, ценностные и нор- мативно-регулятивные особенности. В статье раскрывается соотношение морали и права, по- казано «рамочное» значение морали по отношению к праву, природа взаимодействия этих фе- номенов в истории культуры. Ключевые слова: культурные универсалии морали, моральная регуляция, культурные коммуникации, ценности. Понятие и метафизическая природа культурных универсалий морали. Уни- версалии выступают как феномен и как понятия в контексте единого и многого . Показано, что понятие универсалии является выражением связи между общим и множественным, фактуальным и сакральным контекстом бытия. Универсалия как понятие вбирает в себя общее, которое формируется на основе множествен- ности, отбрасывая, абстрагируясь от тех черт многого, которые не выражают сущностного контента. В философии проблема универсалий имеет характер «он- тологического и гносеологического статуса… ставится вопрос о том, что́ такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как соотносятся мышле- ние и действительность, общее и единичное» [1]. Историко-философское развитие проблемы универсалий как понятия, восхо- дит к учению Платона об идеях, в учении которого представлен онтологический статус универсалии, как идеи истинного бытия. Единичное, как фактор чувствен- ного отражения вещи, представляет собой множественное или раздробленное единичное. Как вещи чувственного мира, многое (множественное) не является отражением истинного бытия. Гносеологический статус универсалий рассмат- ривается Аристотелем в его учении об эйдосах. Он считает, что «общее вторично и обнаруживается только в первичных сущностях, т.е. в единичных объектах, дан- ных в чувственном опыте». В философии Нового времени эта проблема приобре- тает гносеологический стату с как проблема достоверного знания : соотношения истинных и неистинных абстракций (Т. Гоббс, Дж. Беркли, Б. Спиноза). Культурные универсалии как феномен, рассматривается нами как своеоб- разный синтез реального и действительного (С. Л. Франк). Такой подход ос- новывается, во-первых, на идеях древнегреческих мыслителей (Платон, Ари- стотель), на идеях реализма и номинализма, Д. Гоббса, Спинозы, феноменоло- гии М. Хайдеггера, философии С. Л. Франка. Во-вторых, культурные универса- лии, как феномен культуры, представлены в контексте исследований Ю. М. Лот- мана, М. И. Бахтина. В-третьих, культурные универсалии подтверждаются до- стижениями антропологической науки (Д. П. Мердок, Б. Малиновский) [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=