Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 32 Методологической основой реализации задач, поставленных в ФГОС об- щего образования перед учителем, является системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения детей. Очевидно, что необходимо рассматривать во взаимосвязи процесс формирования у студента – будущего учителя профессиональных компетенций и развития, совершенство- вания его универсальных учебных действий, функциональной грамотности, ко- торые он впоследствии должен будет формировать у школьников в процессе обучения предмету. Видимо, создавшаяся ситуация – это вариант возникнове- ния некоторой стратегической установки в процессе обучения (образования) на адекватность взаимодействия в суперсистеме «учитель-ученик». И, на наш взгляд, эта система будет постоянно трансформироваться в процессе взаимо- связанного обучения: проявляться как система «преподаватель вуза – будущий учитель» и «будущий учитель – будущий ученик», имея при этом значительное количество неопределенностей нашего вероятностно-динамического мира. Компетентностный подход выдвигает на первое место не просто информи- рованность обучающегося, а его умение решать проблемы. Но при этом следует учитывать, что кроме информации главную ценность современного мира со- ставляет продуктивное знание. Для будущего учителя таковым является знание психолого-педагогической составляющей процесса проектирования учебного занятия в школе и уверенное знание содержания обучения предмету (школьной физике, например). Психолого-педагогическая составляющая процесса проектирования, например урока, предполагает наличие у студентов готовности, способности к анализу изменяющейся образовательной среды, в которой планируется орга- низовать деятельность учеников, умения сформулировать цели занятия и выде- лить результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения в дея- тельностной форме, которых следует достичь в заданных условиях. Также важ- но наличие у будущего учителя развитого критического мышления, которое позволит разрабатывать комплекс способов, методических приемов освоения учебного материала школьниками в ситуациях неоднозначного выбора. Кроме того, как показывают исследования [7], необходим определенный уровень вла- дения студентом приемами анализа эффективности реализации разработанной методики проведения учебного занятия. Очевидно, что все вышеизложенное имеет прямое отношение к научно-методической работе учителя. Надо учиты- вать, что эта деятельность – одна из обязательных составляющих деятельности учителя (в соответствии с Профессиональным стандартом педагога). Научно- методическая работа учителя – это деятельность, необходимая для формирова- ния нового знания об образовательном процессе, знания, позволяющего созда- вать и внедрять собственные методические разработки, продукты. В нашем случае – проектировать учебное занятие в условиях, заданных требованиями обновленных ФГОС общего образования 2021 г. и 2022 г. Отметим, что, на наш взгляд, такого рода деятельность будущего учителя предполагает уме- ние использовать возможности комплексного, системного подходов к по- строению всей конструкции урока с опорой на творческий потенциал разра- ботчика! Наш подход к такому пониманию ситуации учебного проектирова-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=