Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 318 Г. В. Валеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭТИКЕТ В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ: НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ АУДИТОРИИ Аннотация. Этикет способствует взаимному уважению и установлению доверительных отношений между преподавателем и студентами в виртуальной аудитории, что является од- ним из основных факторов успешного освоения обучающимися образовательной программы в online-формате и развитию цифрового образования. Ключевые слова: цифровое образование, цифровые технологии, этикет, нравственные нормы и правила, университет, виртуальная аудитория. В настоящее время высшее образование претерпевает качественные изме- нения, вызванные всеобщей цифровизацией информационного общества. След- ствием применения современных цифровых технологий в образовательном про- цессе вуза стало развитее цифрового образования. В широком смысле – это «про- цесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате» [1, с. 30]. Важно отметить, что важную роль в цифровом образовании играет этикет, поскольку нравственные нормы и правила способ- ствуют укреплению взаимоотношений между преподавателем и студентами в цифровой образовательной среде, что создает благоприятную педагогическую атмосферу, содействует эффективному обучению и повышает качество образо- вания в целом. Одним из составляющих элементов цифрового образования является вир- туальная аудитория – это созданные при помощи современных цифровых тех- нологий (например, видеоконференцсвязь ВКС) удаленные рабочие места, для проведения занятий в online-формате и «выполнения одинаковых в содержа- тельном отношении учебных процедур при возможности интерактивного вза- имодействия студентов друг с другом и преподавателем [3, с.18]. Основным преимуществом виртуальной аудитории является синхронное взаимодействие ключевых акторов учебного процесса, что говорит о сопоставимости с прове- дением занятий в реальной аудитории университета, т. е. online-формат мак- симально приближен к традиционному формату обучения. Это указывает на то, что этикет в цифровом образовании выступает как «эквивалент традици- онных нравственных норм в виртуальном образовательном пространстве уни- верситета» [2, с.113]. Основной задачей этикета является установление норм и правил поведения преподавателя и студентов в цифровой образовательной среде, которые включают в себя:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=