Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 316 Г. В. Валеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» В ВИРТУАЛЬНОЙ АУДИТОРИИ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ Аннотация. Виртуальная аудитория как составной элемент цифровой образовательной среды университета, организуемая при помощи цифровых технологий, представляет собой online-среду обучения, в которой преподаватель и студенты могут синхронно взаимодейство- вать друг с другом, предоставлять материал курса, а также работать в группах. Показано, что, с одной стороны, реализация дисциплины «Философия» в виртуальной аудитории обладает неоспоримыми преимуществами. С другой стороны, обнаруживаются недостатки, которые не умаляют достоинств виртуальной аудитории, а лишь указывают на проблемы, которые тре- буют комплексного подхода и решения. Ключевые слова: цифровые технологии, виртуальная аудитории, цифровая образова- тельная среда, университет, философия, философский дискурс. Виртуальная аудитория является составным элементом цифровой образова- тельной среды университета и представляет собой виртуальное пространство, созданное при мощи цифрового инструментария (например, технологии ви- деоконференцсвязи GoogleMeet , Webinar Meetings) с целью проведения учебного процесса в формате online. Такой инновационный формат, отличающийся не только интерактивностью, графикой и мультимедийностью, но и синхронно- стью, позволяет организовать и провести занятие сопоставимое с традиционным (очным). Для реализации дисциплин гуманитарного блока это является важным, поскольку их специфика заключается в мировоззренческой природе познания, которая основывается не только на профессиональных знаниях преподавателя, но так же на использовании диалоговой системы обучения и моделировании кон- кретных ситуаций, в рамках которых необходимо решить проблему или найти ответ на вопрос [1]. Неоспоримыми достоинствами, реализации дисциплины «Философия» в виртуальной аудитории, помимо того, что преподаватель имеет возможность выстроить философский дискурс так, «чтобы способствовать рефлексии сту- дента… его способности думать в «другой плоскости»» [2, с. 31] являются: – на лекционных занятиях – использование функции «демонстрация экрана», служит визуальному сопровождению подачи учебного материала, что, безусловно, способствует лучшему восприятию и пониманию содержания темы лекции, усвоению понятийно-категориального аппарата, повышению эмоцио- нальности и вовлеченности студентов на online-занятия. Например, по теме лек- ции «Онтология» демонстрация презентации с экрана ПК преподавателя: «Цен- тральные категории бытие, сущее, существование, сущность, ничто небытие – взаимосвязь и системное единство»;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=