Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 31 Н. Л. Плешакова, В. В. Новикова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ КАК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Аннотация. В данной статье показывается взаимозависимость успешного формирова- ния компетенций студента и развития его универсальных учебных действий, функциональ- ной грамотности, рассматривается психолого-педагогическая составляющая процесса обуче- ния проектированию учебного занятия. Ключевые слова: вероятностно-динамический мир, компетентностный подход, функ- циональная грамотность, научно-методическая и творческая задача, творческая деятель- ность, познавательная активность, интерес, мотивация. Характерными особенностями современного мира являются ускоряющиеся изменения: огромный поток информации быстро устаревает, научные идеи пе- репроверяются и переосмысливаются. Появились понятия «информационная революция», «информационное общество». Человеческое сообщество приходит к пониманию, что мир – вероятностно-динамический, масштабно идут процес- сы самоорганизации («порядок из хаоса»). В связи с этим каждой личности предстоит постоянно адаптировать собственное мнение, собственное понима- ние каких-либо позиций, событий, явлений, процессов к пониманию их же дру- гими людьми. Кроме того, становится более ясным и то, что умения и навыки профессиональной работы также должны, постоянно адаптируясь, совершен- ствоваться. На наш взгляд, и система образования в целом ранее не готовила обучающихся к такой неопределенности, такой сложности динамики измене- ний. Проекция на систему высшего педагогического образования наводит на размышления о сложной взаимосвязи задач подготовки студента к будущей ра- боте учителем современной школы с задачами, которые государство ставит пе- ред системой общего образования. В вузе обучение студентов осуществляется в рамках идей компетентност- ного подхода к их образованию. В условиях необходимости модернизации ме- тодического обеспечения и организационного сопровождения учебного процес- са в вузе, наши предложения по реализации компетентностного подхода в обу- чении касались проблем проектирования студентами обобщающего занятия (как этапов решения научно-методической задачи), использования педагогиче- ского контроля на различных этапах урока и во внеурочной деятельности (как средства формирования профессиональных компетенций студента), а также проблем реализации методики применения здоровьесберегающих технологий на занятиях по физике, моделирования педагогической ситуации как способов управления формированием компетентностной составляющей будущего учите- ля, и подробно были изложены в нескольких статьях [2, 3, 4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=