Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 276 А. В. Михалчева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ИНТЕНЦИЙ АВТОРА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ Аннотация. Данная статья посвящается изучению особенностей реализации авторских интенций в медиатекстах научно-популярной направленности. Репрезентация выделяемых коммуникативных интенций осуществляется с помощью средств синтаксической экспрессив- ности, в частности на уровне «большого» синтаксиса. Ключевые слова: коммуникативные интенции, экспрессивный синтаксис, научно-по- пулярный медиадискурс. Современные лингвистические исследования предполагают комплексный подход к изучению текстов, в том числе и с точки зрения их прагматического потенциала, т.е. особенностей воздействия на реципиента и достижения опре- деленных коммуникативных целей. Выбор средств репрезентации транслируе- мой информации зависит от авторских намерений, от поставленных целей вли- яния на читателей. Особую роль такое воздействие играет в медиатекстах, ос- новными задачами которых является не только информирование и просвещение целевой аудитории, но и воздействие на их сознание и побуждение к опреде- ленным действиям. Одним из первостепенных механизмов трансляции автор- ских интенций и воздействия на реципиента имеет синтаксическая организация текста, использование средств «большого» синтаксиса и приемов синтаксиче- ской экспрессии. В рамках данного исследования были проанализированы научно-популярные медиатексты с точки зрения транслируемых коммуника- тивных интенций. Играя большое значение в информировании читателей о новейших научных достижениях, научно-популярные медиатексты также выполняют и воздейству- ющую функцию, заключающуюся в необходимости одинаково влиять на доста- точно гетерогенную целевую аудиторию, отличающуюся по разным характери- стикам: возраст, социальный статус, уровень образования и другие. Тем не ме- нее, авторам таких текстов удается донести сложную, терминологически напол- ненную информацию до читателей и оказать влияние на их сознание. Рассмот- рим основные репрезентуемые с помощью конструкций экспрессивного синтак- сиса коммуникативные интенции адресанта, которые понимаются как опреде- ленные намерения автора воздействовать на реципиента посредством текста с какой-либо целью. Проведя лингвистический анализ текстов научно-популярных журналов Na- tional Geographic, New Scientist и секции «Наука и Технологии» журнала The Economist, были выделены следующие коммуникативные интенции, присущие данным медиатекстам [1] :
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=