Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы романо-германской филологии 275 звучащего слова способствует более резкому звучанию немецкой речи. Некото- рые студенты, изучающие немецкий в качестве 2ИЯ после английского, не учи- тывают эту особенность немецкого языка и переносят навыки плавного произ- несения английских (русских) слов на немецкий язык. Для корректировки дан- ной фонетической ошибки можно дать студентам установку, чтобы они в каждом слове старались особенно выделять голосом ударение. Это относится в равной степени также к сложным словам немецкого языка (напр., Handtuch, Lehrbuch и т. д.) и к односложным (Er hat ein Tuch). Можно сформулировать задачу сту- дентам иначе, попросив их произносить каждое слово, включая предлоги и ар- тикли, в предложении отдельно, но все вместе должно быть произнесено быстро, как единое целое. Отметим, что более резкой дифференциации границ слов в немецком языке способствует не только более сильное по сравнению с русским и английским языками ударение в словах, но также наличие твердого приступа у гласных звуков немецкого языка, который имеет место в начале слова или начале морфемы. Произнесение слов с твердым приступом также нужно регу- лярно тренировать. Можно даже сказать студентам, что так называемый твердый приступ может быть произнесен отдельно от гласного звука, и воспринимается слухом как некое покашливание. Во избежание вышеназванных фонетических ошибок от студентов требу- ется не только понимание причин их появления, но и тщательное выполнение на регулярной основе фонетических упражнений, как под руководством преподава- теля, так и самостоятельно. Литература 1. Попов В. С. Практическая фонетика немецкого языка : учеб. пособие на нем. яз. для студентов пед. вузов. Тула : Изд-во Тул. пединститута, 1993. 2. Раевский М. В. Фонетика немецкого языка: теоретический курс : учеб. М. : Изд-во МГУ, 1997.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=