Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 27 ционально-ценностный, мотивационно-потребностный, когнитивный, деятель- ностно-практический [1]. Одним из средств формирования готовности старшеклассников к профес- сиональному самоопределению является организация профильного обучения. В современных условиях выдвигают серьёзные требования к работе классов психолого-педагогической направленности, цель которых заключается в выяв- лении педагогически одаренных школьников и формировании у них готовности к профессионально-личностному самоопределению, в развитии эмоционально- го интеллекта, личностных качеств и навыков, социальной активности и соци- альной ответственности, повышении самооценки старшеклассника, а также в расширении представлений о мире людей и мире профессий. Стоит отметить, что создание таких педагогических классов способствует не только развитию у школьников необходимых гибких навыков XXI века, но и направлено на вы- явление педагогических одаренных обучающихся, проведение профессиональ- ных проб, развитие психологических представлений об образовательном про- цессе и навыков по использованию психологических знаний в решении педаго- гических задач, формирование у них позитивного и осмысленного имиджа пе- дагогической профессии и готовности к профессиональному личностному са- моопределению [4]. По нашему мнению, одним из немало важных компонентов готовности к профессиональному самоопределению современного старшеклас- сника является эмоционально-ценностный, так как он включает в себя форми- рование профессиональной направленности на педагогическую профессию на диагностической основе, развитие профессионального самосознания, ценност- ного отношения к профессии учителя, к педагогической деятельности [2]. Для создания организационно-стимулирующей среды, направленной на формирование эмоционально-ценностной готовности старшеклассника к про- фессиональному самоопределению, нами применяются ряд интерактивных об- разовательных технологий, которые вовлекают педагогов и обучающихся в совместную исследовательскую, творческую, игровую деятельность по разра- ботке индивидуальных траекторий развития старших школьников. Для форми- рования устойчивых мотивов, личностных качеств и позитивного отношения к педагогической деятельности у будущих выпускников педагогических классов мы сочетаем лекционные, практические, тренинговые занятия, самостоятель- ную работу, интерактивные формы взаимодействия: деловые игры, мастер- классы, проектную работу, педагогические мастерские. Так, к примеру исполь- зования проектной технологии, обучающиеся работают над «Педагогической азбукой», где формируют пул педагогов, внесших неоценимый вклад в разви- тие педагогической науки. Проявляя самостоятельность, инициативность и кре- ативность, старшеклассники знакомятся с личностями в области педагогиче- ской науки, изучают их биографию, оценивают роль теории и практики в вос- питании и обучении. Стоит отметить, что при отборе материала для решения образовательных задач, мы используем педагогическую художественную или научно-популярную литературу с целью формирования уважительного отно- шения к труду учителя. Так, например, старшеклассники составляют тезисные планы, аннотации, конспекты таких книг, как «Республика ШКИД», «Уроки

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=