Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 26 сионального самоопределения. Необходимость взаимодействия школы и семьи в процессе профориентации подчеркивали Е. А. Климов, И. С. Кон, Ю. Кушнер, Г. Крайг и др. В работах Голомштока Е. А. профессиональное самоопределение пред- ставлено как деятельность человека, обретающая то или иное содержание в за- висимости от этапа его развития как субъекта труда [3], А. А. Бодалев рассмат- ривал профессиональное самоопределение как процесс формирования лично- стью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее саморе- ализации [2]. В рамках нашего исследования мы опираемся на позицию Е. А. Климова, который рассматривает профессиональное самоопределение школьника в об- щем виде как длительный процесс развития отношений человека к своей буду- щей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональ- ной деятельности, основополагающей характеристикой которого является ак- тивность в самостоятельном выборе своей будущей профессиональной траек- тории. Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям [5]. Изучая проблемы профессионального самоопределения современных старшеклассников, мы провели анкетирование среди 156 обучающихся классов психолого-педагогической направленности, целью которого являлось опреде- ление их дальнейших жизненных планов. После завершения обучения в школе 91 % старшеклассников хотят поступить в вузы. Стоит отметить, что 53 % респондентов сообщили о необходимости совмещения учебы в вузе с работой. Используя методику «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Кли- мова, результаты выявления склонности старшеклассников к тому или иному типу профессий показали, что многим обучающимся свойственно переоцени- вать свои профессиональные возможности, а некоторые недооценивают себя. У 58 % респондентов были выявлены несоответствия в их желаниях и склонно- стях в овладении профессиональными компетенциями. 67 % обучающихся 11-х классов не смогли определиться с выбором своей будущей профессиональной траектории. В связи с анализом полученных результатом мы считаем, что профессио- нальное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности, которая включает в себя осознание себя как члена общества, принятие себя в нем. Так как зачастую именно в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, а в юности существенны коррективы, иногда новообразова- нием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему. В этой связи необходимо охарактеризовать сущность и структуру го- товности к профессиональному самоопределению. В работах Узнадзе Н. Д. го- товность рассматривается в качестве определенной установки; Ананьев Б. Г., Рубинштейн С. Л. определяют готовность как приобретение определенных спо- собностей к той или иной деятельности. Структурными компонентами готовно- сти старшеклассников к профессиональному самоопределению являются эмо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=