Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 25 А. М. Лыкова, Т. М. Пономарева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ Аннотация. В статье на основе анализа результатов исследования склонностей стар- шеклассников к тому или иному типу профессий рассматривается проблема формирования готовности к профессиональному самоопределению обучающихся на ступени среднего ос- новного образования. Характеризуется сущность данного понятия, его структурные компо- ненты. Авторы акцентируют внимание на эмоционально-ценностном компоненте готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, который отражает положитель- ное отношение к профессиональной деятельности, добросовестное отношение к труду, по- нимание его роли в жизни человека и общества, осознание старшеклассниками своих инте- ресов, способностей, общественных ценностей. В статье предложены примеры использова- ния интерактивных образовательных технологий для обучающихся в классах психолого- педагогической направленности, влияющих на формирование эмоционально-ценностного компонента готовности к профессиональному самоопределению. Ключевые слова: допрофессиональная педагогическая подготовка, классы психолого- педагогической направленности, готовность к профессиональному самоопределению, эмо- ционально-ценностный компонент готовности к профессиональному самоопределению, ин- терактивные образовательные технологии. В современном российском обществе назрела необходимость внедрения глобальных инновационных процессов в сферах науки, производства и образо- вания. Разрабатывать, внедрять новшество может человек, имеющий такие ка- чества как самостоятельность, ответственность, креативность, способный к са- моразвитию, умеющий быстро ориентироваться в меняющейся среде, готовый к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Все эти качества успешно формируются при условии правильного выбора своего выбора буду- щего профессионального пути. Таким образом перед школой как социальным институтом стоит задача обеспечить эффективное профессиональное само- определение подрастающего поколения. Проблема профессионального самоопределения подрастающего поколения не нова. В науке существуют различные подходы к определению сущности та- кого психолого-педагогического феномена, как профессиональное самоопреде- ление. Так, Л. И. Божович, И. С. Кон, А. В. Петровский, Д. Сьюпер и др. рас- сматривали проблему профессионального самоопределения учащихся контек- сте изучения возрастных закономерностей формирования личности. В. А. Бели- ков, А. Я. Найн, Н. С. Пряжников и др. акцентировали внимание на вопросах формирования человека как субъекта профессиональной деятельности. Э. Ф. Зе- ер, Т. В. Кудрявцев, О. В. Лешер, А. Маслоу, Е. М. Павлютенков и др. исследовали проблемы профессионального становления. Е. П. Ильин, А. Маслоу, Е. М. Павлю- тенков, С. Н. Чистякова, П. А. Шавир и др. изучали мотивы и факторы профес-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=