Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 232 уровни программы подготовки – бакалавриат/специалитет, магистратура, аспи- рантура). При характеристике исследовательской компетенции, как необходимого компонента профессиональной компетентности студентов педагогический язы- ковых направлений подготовки и специальностей – будущих учителей иностран- ного языка, стоит согласиться с подходом отдельных ученых (В. И. Загвязин- ский, И. А. Зимняя, О. Л. Жук), которые выделяют исследовательскую компетен- цию в качестве самостоятельного компонента содержания образования, имею- щего свое содержание, структуру и свойства. Для того, чтобы студент, который в будущем станет учителем иностранного языка, имел исследовательскую компетенцию, ему необходимо обладать готов- ностью, навыками, достаточным объемом знаний и умений, которые будут про- явлены в процессе учебно-исследовательской и научно-исследовательской дея- тельности. Обе виды исследовательской деятельности представлены умениями: учебно-исследовательская – аналитическими, научно-исследовательская – мето- дологическими. Исследовательская компетенция представляет собой структурно организованное образование, включающее в себя две субкомпетенции с соответ- ствующими наборами умений. Учебно-исследовательская субкомпетенция включает в себя умения, такие как: обобщение и оценка лингвистической инфор- мации для решения коммуникативных и языковых задач, анализ источников язы- ковой информации, сбор лингвистического материала и данных для написания докладов, тезисов, научных статей и работ, анализ результатов лингвистических исследований. Научно-исследовательская компетенция студентов включает в себя следующие умения: определение объекта, предмета, цели и задач лингви- стического исследования, обоснование актуальности, новизны, теоретической и практической значимости исследовательской работы, выдвижение гипотез, по- иск путей их подтверждения или опровержения, использование соответствую- щей методологии для проведения лингвистического исследования, в том числе новых методов исследования, использование информационных технологий для приобретения новых языковых знаний. Эти субкомпетенции формируются в те- чение всего периода обучения студента. Исследовательская компетенция – это важный аспект обучения будущих учителей иностранных языков. Она помогает студентам развивать умения, необходимые для проведения исследований в обла- сти языка и лингвистики. Это включает в себя умение анализировать источники языковой информации, собирать соответствующий материал и данные, а также использовать информационные технологии для приобретения новых знаний. Кроме того, исследовательская компетенция помогает студентам развивать кри- тическое мышление и способность к самостоятельной работе. Таким образом, сегодня видно, что модернизация высшего образования со- образно существующим реалиям ставит перед выпускниками различного рода задачи (уметь описывать, правильно интерпретировать и делать выводы, нахо- дить нестандартные решения, быть готовым к самостоятельному поиску пред- метной (языковой) информации, быть компетентным в методологии и методах исследований и т. д.). Обучение будущих учителей иностранных языков должно быть направлено на развитие их исследовательских навыков. Это необходимо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=