Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы романо-германской филологии 231 Согласимся с мнением И. А. Зимней, которая разграничивает понятия «ком- петентность» и «компетенция. «Компетенция» в ее восприятии относится к по- тенциальному качеству личности, а «компетентность» – к «актуальному, форми- руемому личностному качеству» [2, с. 23], т. е. «компетентность» предстает ак- туализацией компетенции или комплекса компетенций, определяющих содержа- ние определенной компетентности. Формулировка и содержательное наполне- ние компетенции при этом задается извне (нормативными документами (к при- меру, ФГОС), требованиями профессионального сообщества или работодателя) как комплекс необходимых знаний, умений и навыков, личностных качеств и ха- рактеристик (мотивационных, волевых и др.), опыта практической деятельности в предметной области. Компетентность можно определить как способность реа- лизовать элементные составляющие конкретной компетенции в профессиональ- ной деятельности. В современных условиях исследовательская деятельность, главным образом, способность к ее осуществлению, является составной частью подготовки высоко- квалифицированных профессиональных кадров. И здесь, в качестве неотъемле- мого элемента профессионализма, необходимого компонента структуры профес- сиональной компетентности выступает наличие у субъекта исследовательской компетенции. Применительно к педагогическим исследованиям можно заметить, что «ис- следовательская компетентность» и «исследовательская компетенция» рассмат- риваются в единой системе и взаимодополняют друг друга. Актуальной проблемой высшего образования в современных условиях ста- новится обучение студентов в рамках компетентностного подхода способам ра- боты с научной информацией, то есть студент должен быть ориентирован на са- мостоятельный исследовательский поиск и обработку информации, ее обобще- ние и т. д. Решение этого вопроса с необходимостью предполагает формирова- ние у студентов исследовательской компетенции. Естественно, наличие исследо- вательской компетенции будет способствовать готовности студента – будущего профессионала к исследовательской деятельности и предопределит во многом ее эффективность. Исследовательская деятельность в научной литературе рассмат- ривается как способ получения научно-обоснованных знаний. Данный вид дея- тельности строится на основе «систематизированного рассуждения, на который распространяются требования логической последовательности, непротиворечи- вости и системности» [2]. Стоит заметить, что организация исследовательской деятельности студентов педагогических языковых направлений подготовки и специальностей характеризуется рядом особенностей и специфических черт, обусловленных, главным образом, тем образовательным и научным контентом, которым оперирует будущий учитель иностранного языка. Кроме того, здесь ве- лика роль языковой практики, значим объем и качество накопленных специаль- ных языковых знаний и коммуникативных умений, развитие интеллектуальной, волевой, мотивационной, творческой сфер личности и развитые мотивы этой де- ятельности. Исследовательская компетенция формируется в процессе обучения этапно, последовательно и постепенно (различные модули, дисциплины; различные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=