Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 230 Н. Г. Бондаренко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Аннотация. Автор рассматривает исследовательскую компетенцию как необходимый элемент профессиональной компетентности выпускника – будущего учителя иностранных языков и анализирует место рассматриваемой компетенции в структуре модели учителя ино- странного языка. Исследуется понятийно-категориальный аппарат по проблеме. Характеризу- ется понятие «исследовательская компетенция» и рассматриваются отдельные вопросы содер- жания данного понятия. Анализируется роль и влияние исследовательской компетенции на формирование и становление профессиональной компетентности выпускника – будущего учи- теля иностранного языка. Ключевые слова: компетенция, компетентность, исследовательская компетенция, про- фессиональная компетентность. Сегодня преподаватели высших учебных заведений сталкиваются с новыми вызовами, связанными с современными международными и внутрироссийскими политическими и экономическими условиями. Особенно это касается препода- вателей иностранного языка, которые должны не только передать студентам зна- ния, умения и навыки устной и письменной коммуникации на иностранном языке, но и выступить своего рода связующим звеном между двумя культурами в процессе преподавания языка. Иностранный язык – это не только средство об- щения, но и ключ к пониманию культуры, традиций и образа жизни других наро- дов. Поэтому преподаватели должны не только обладать высоким уровнем вла- дения языком, но и иметь глубокие знания о культуре и истории стран, где этот язык является официальным или распространенным. Кроме того, современные образовательные технологии и методы также являются важным аспектом работы преподавателей. Они должны уметь использовать современные технологии, чтобы сделать процесс обучения более интересным и эффективным для студен- тов. Таким образом, преподавание иностранного языка – это сложный и много- гранный процесс, который требует от преподавателей высокой квалификации, знаний и умений. Основу современных дидактических концепций и технологий в системах российского и зарубежного высшего образования составляет компетентностный подход, который в целом предполагает акцент не столько на содержании, сколько на результатах образования, выраженных в форме освоенных компетенций. Естественно, что ключевыми понятиями компетентностного подхода явля- ются «компетентность» и «компетенция», которые относятся к категории много- значных терминов, следствием чего в отечественной науке сформировалось и в настоящее время существует множество подходов к их определению, в том числе, и в векторе соотношение друг с другом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=