Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 23 4. Инновационная педагогическая деятельность предусматривает включе- ние нового во все составные части педагогической системы: от целей, методов, содержания, средств и форм обучения до методического обеспечения, разра- ботки новых технологий управления (В. А. Сластенин). В целом, она призвана с учетом современных подходов решать актуальные задачи в сфере образова- ния: качество, цифровизация, инклюзия, безопасность, ориентированность сре- ды на саморазвитие обучаемого и пр. 5. С помощью проектирования и конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем и их субъектов. 6. Нововведения осуществляются на уровне дидактических идей, концеп- ций, а также в самом учебно-воспитательном процессе посредством различных технологий проектных, цифровых, дистанционного обучения, кейс-технологий, технологий интеллект-карт и др. 7. На ход инновационной деятельности педагога влияют ряд объективных и субъективных факторов: особенности предполагаемого новшества, потенциал школы, позиции и квалификации педагогического коллектива, установки на участие в инновационной работе (З. Абасов). Негативное влияние могут оказы- вать такие факторы как барьеры творчества, конформизм, личностная тревож- ность, ригидность мышления, сложившиеся стереотипы и др. (Р. Б. Мандель). 8. Важно понимание динамики уровней и знание критериев оценки освое- ния новшеств (рис. 1). Рис. 2. Уровни и критерии освоения педагогических новшеств 9. Инновационная педагогическая деятельность тесно связана с исследова- нием и экспериментальной работой, направленной на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. В связи с этим особое значение имеет методологическая культура педагога. Но- визна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации и их трансляции в массовом опыте – таковы основные критерии инновационной педагогической деятельности (В. А. Сластенин). Статья I. Данные положения послужили ориентирами в методической раз- работке содержания и структуры одной из вариативных дисциплин - «Педаго- гическая инноватика», в рамках которой осуществляется формирование компе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=