Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 226 О. А. Бобок Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕССИМИЗМА И МИЗАНТРОПИИ В ПОЗДНЕМ ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ТВЕНА Аннотация. В статье автор рассматривает причины формирования у известного амери- канского писателя Марка Твена пессимистических и мизантропических взглядов, нашедших отражение в его позднем творчестве, в частности в его мало известной повести «Три тысячи лет среди микробов», написанной в 1905 году. Ключевые слова: пессимизм, мизантропия, сарказм, человек, микробы, Твен. «Пессимизм – это всего лишь слово, которым слабонервные называют мудрость» Марк Твен В начале 90-х годов в жизни известного американского писателя Марка Твена настала тяжёлая пора. Во-первых, его издательская фирма потерпела крах (1894), и банкротство вынудило писателя лихорадочно искать пути заработать деньги на содержание семьи. Так, например, он отправился в годовое путешествие вокруг света (1895) с чтениями публичных лекций. В 1896 году новый удар нанесла неожиданная смерть любимой дочери Сюзи в возрасте двадцати четырех лет. В 1904 году во время поездки в Италию умирает любимая жена писателя, Оливия. Безусловно, все эти трагические события не могли не повлиять на взгляды Твена, который всегда был довольно суеверным и в чем-то сентиментальным. В своей автобиографии в 1909 году он написал о том, что появился на свет в 1835 году вместе с кометой Галлея. Он знал, что комета снова появится в 1910 году, и потому был уверен, что они исчезнут с лица Земли вместе. Если же этого не произойдет, он будет крайне разочарован. Кстати, разочароваться ему не пришлось. Писатель умер в 1910 году. Шутка обернулась мрачным предсказанием. Многие тексты, написанные Твеном в последние два десятилетия его жизни, отличаются редким сарказмом, они пропитаны чувствами горечи, разо- чарования, безнадежности, даже отчаяния. О пессимизме и мизантропии зна- менитого юмориста, автора «Простаков за границей» ( The Innocents Abroad, 1869 ) в позднем периоде его творчества написано много статей. В нередко ми- зантропических суждениях героев повестей «Простофиля Вильсон» ( The Tragedy of Pudd’nhead Wilson, 1894 ) и «Таинственный незнакомец» ( The Mys- terious Stranger, 1916 ) вывернуты наизнанку традиционные верования амери- канских обывателей. Помимо жизненных и семейных невзгод на Марка Твена обрушивается осознание иллюзорности воспринятых с детства идеалов и норм. Горькое разочарование в американской буржуазной демократии за- ставляет позднего Твена пересматривать основные мотивы своего творчества. Беспечное и свободное детство у реки в духе рассказов о Томе Сойере вписано

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=