Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 222 Приведенные примеры показывают, что центральным концептом в различ- ных текстах может быть один, определяющим концептосферу ряда авторов. Именно он становится предметом размышлений. А при последовательном ана- лизе можно отметить, что один текст становится своеобразным ответом на во- прос, поставленный другим. И здесь мы отмечаем гипертекстуальность нашей культуры. Взаимосвязь текстов – это способ найти ответы на важнейшие во- просы, которые задает себе человек. Прочитав рассказ Леонида Андреева «Пра- вила добра», мы задумываемся над тем, можно ли научиться совершать добрые поступки по предварительному списку, созданному, как книга рецептов. И в этом направлении концепт «Добро» связывается с такими концептами, как «Пра- вило», «Обучение», «Поведение». Письмо Д. С. Лихачева «Цель и самооценка» дает четкий совет, что делать добрые дела ˗ это правильная цель человека. Но это не может совершаться по велению ума, а должно идти от сердца, т. е. к этому должна быть склонность от природы. А рассказанная история про двух студен- тов-медиков в качестве доказательства в тексте-рассуждении Е. А. Лаптева ярко иллюстрирует позицию Д. С. Лихачева. Таким образом, нам становится понятно, что концептуальные связи позволяют не только установить взаимосвязь текстов, но и найти ответы на важнейшие вопросы, задаваемые читателями текстов, но- сителями конкретной культуры. Литература 1. Андреев Л. Правила добра. URL: https://www.litres.ru/book/leonid- andreev/pravila-dobra-172413/chitat-onlayn/ (дата обращения: 20.11.2023). 2. Лаптев Е. А. Когда размышляют о том... URL: https://saharina.ru/articles/ ege-rus-text-lapteva-e-5 (дата обращения: 27.11.2023). 3. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А. Дуб- ровской. М. : Дет. лит., 1985. 4. Цзэн Тин. Концепт и концептуальные связи как важнейшие понятия когни- тивной лингвистики: (на материале концептосферы «удивление») // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2. С. 51.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=