Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 220 Т. А. Чихачева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ АНАЛИЗЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ Аннотация. Статья посвящается вопросу анализа текстов разных стилей, при котором можно использовать концептуальные связи. Такой подход позволяет продемонстрировать яв- ление интертекстуальности современного текстового дискурса. Ключевые слова: анализ текста, стили речи, концепт, концептуальные связи, интертек- стуальность. Каждая языковая личность взаимодействует с другими в рамках определен- ной культуры. Концептосфера этой культуры определяет самосознание отдель- ного человека, который на протяжении жизни ищет ответы на важнейшие во- просы: для чего живет человек? какова главная цель существования? что такое добро и справедливость? и подобные. Чтобы определиться с ответами, мы обра- щаемся к произведениям литературы. И тогда текст становится тем источником, который позволяет расширить нашу концептосферу за счет взаимодействия ав- торской картины мира и картины мира самого читателя, т. е. определенной язы- ковой личности. Концептосфера – это своего рода переплетение смыслов понятий в отдель- ной культуре. И часто возникает вопрос о первичности значения. Есть мнение, что «идея семантической производности одного допустимого в данной лингво- культуре варианта интерпретации того или иного слова от другого помогает во многих случаях выявить структуру и механизмы их концептуальной связи, обна- ружить, какой концепт оказывается активным источником или результатом се- мантической деривации» [4, с. 51]. Если рассматривать определенные концепты, то станет очевидно, как они связаны в сознании носителя языка. Например, кон- цепты «Добро» и «Поступок», «Человек» и «Цель», «Выбор» и др. А какой из них первичен в сознании языковой личности, вопрос сложный. В нашей статье мы рассмотрим, как анализ текстов разных стилей может помочь определить эту связь концептов. В работе со студентами 5 курса в ходе филологического анализа текста мы проводим поиск ключевых слов и выделение концептуальных ядер. Их содержа- ние зависит от точки зрения автора текста и выбранного им стиля. Приведем при- меры. При анализе публицистического текста Е. А. Лаптева «Когда размышляют о том…» [2, с. 2] предлагается выписать ключевые слова и определить концеп- туальные ядра. Опираясь на этот материал, можно сформулировать идею текста. Поскольку в публицистическом тексте часто она автором дана в готовом виде, ключевые слова лишь подтверждают выдвинутую гипотезу. Продемонстрируем полученные результаты в виде таблицы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=