Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература. Теория и дидактическая практика 215 И. И. Толчёнова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РКИ * 1 Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения молодежной сленговой лексики иностранными учащимися на уроках русского языка как иностранного и приводятся примеры упражнений для сербских студентов и преподавателей РКИ. Ключевые слова: разговорная речь, молодежный сленг, русский язык как иностранный. В современном русском языке существуют несколько функциональных сти- лей такие, как научный, официально-деловой, публицистический, художествен- ный и разговорный. Особый интерес вызывает речь разговорного стиля, который используется при бытовом общении носителями языка и иностранцами. Моло- дежный сленг является неотъемлемой частью разговорной речи. Сленговые слова относятся к пласту социально-ограниченной лексики. В современной методике обучения русскому языку как иностранному уде- ляется много времени изучению всех стилей речи, но именно с молодежным сленгом иностранцы знакомятся, общаясь с носителями языка в неформальной обстановке, смотря русские фильмы, слушая русскую музыку, читая информа- цию в Интернете. Изучение сленга необходимо в современных реалиях в связи с тем, что он также функционирует на страницах газет. Возникновение в языке данной лексики показывает динамичное развитие русского языка и заставляет его приспосабливаться к современной обстановке. В учебно-методических материалах «Модель непрерывной подготовки преподавателя РКИ», созданных в рамках госзадания Министерства просвещения РФ на тему «Формирование модели подготовки преподавателя РКИ (в рамках со- трудничества с Боснией и Герцеговиной (с акцентом на Республику Сербскую)», иностранным студентам, владеющим русским языком как иностранным на уровне В2 и выше, и преподавателям русского языка как иностранного предложены зада- ния, в ходе выполнения которых они знакомятся с так называемыми «новыми» словами русского языка, в том числе и с молодежной сленговой лексикой. Приведем примеры некоторых заданий. Задание № 1. Определите, от каких слов образованы слова, укажите способ образования. Душнила, зашквар, варик, бедуля, мозгач, безвыходняк, вирусняк, велик, спокуха, свежак, нэтик, столовка, литра, домашка, абитура, курсач, студак, об- щага, веселуха. *Статья публикуется в рамках выполнения госзадания Министерства просвещения РФ на тему «Формирование модели подготовки преподавателя РКИ (в рамках сотрудничества с Бос- нией и Герцеговиной (с акцентом на Республику Сербскую))».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=