Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 212 Русская грамматика в целом представляет собой многоступенчатую раз- ветвленную структуру, но и та ее часть, которая изучается в школе, сложна и вариативна. От успешности усвоения грамматического материала напрямую за- висит формирование лингвистической и коммуникативной компетенций. Изуча- ется грамматика на протяжении всего времени обучения в средней школе; язы- ковой материал распределен по классам по степени сложности и в соответствии с логикой построения курса «Русский язык в 5–9 классах». Грамматические темы требует разной степени проработки для успешного усвоения и применения по- лученных знаний в практике речи учащегося. Следовательно, методика работы с грамматическим материалом должна учитывать специфику самого материала, а подключение к его изучению разнообразных цифровых инструментов спо- собно заметно расширить возможности педагога, разнообразить приемы изуче- ния той или иной темы. Чаще всего к цифровым инструментам прибегают на этапе контроля усвое- ния материала, используют для этого готовые или специально составленные он- лайн-тесты, квизы, интерактивные карточки и т.п. Однако можно эффективно ис- пользовать электронные ресурсы на этапах изучения, повторения и закрепления материала. В первую очередь следует сказать о возможностях интернет-словарей и грамматических справочников: они позволяют быстро получить необходимую научную информацию о грамматических признаках слов, особенностях их соче- таемости, функционировании. Школьные библиотеки не обладают тем разнооб- разием словарных и справочных источников, которые доступны благодаря интер- нету и без обращения к которым невозможно полноценное изучение языка. Остановимся на конкретных примерах использования цифровых ресурсов при изучении грамматических явлений. Одной из самых сложных тем раздела «Морфология» по праву считается тема «Причастие». Практика показывает, что учащиеся испытывают серьезные затруднения при образовании причастий, раз- личении причастий и прилагательных, а также при написании причастий, по- скольку орфография здесь тесно связана с грамматическими признаками слово- форм. На этапе изучения нового материала нужно сформировать у школьников четкие представления о признаках причастия как гибридной формы прилагатель- ного и глагола. Материал учебника хорошо дополнить электронным пособием в формате презентации с большим количеством примеров для анализа. Это могут быть словосочетания прилагательное + существительное и причастие + то же самое существительное , что поможет лучше понять разницу в семантике дан- ных частей речи, например: синий шарик летящий воздушный лопнувший красивый подаренный Возможности работы с цветом, разноразмерными шрифтами, появлением и исчезновением текста помогают сделать сложный материал структурирован- ным, визуально эффектным, а потому более доступным. Помимо презентации

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=