Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература. Теория и дидактическая практика 211 Н. М. Старцева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ * 1 Аннотация. Статья посвящается вопросам использования современных цифровых ин- струментов в процессе изучения русской грамматики. Сложность языкового материала тре- бует особого подхода к его изучению, поэтому разумное использование электронных ресурсов способствует повышению качества обучения. Рассмотрены те цифровые ресурсы, с помощью которых учитель может индивидуально подойти к каждому ребенку, эффективно организовать работу на разных этапах обучения. Ключевые слова: цифровые инструменты, образовательные интернет-ресурсы, онлайн- тесты, грамматика, причастие. Современное образование на протяжении последних лет все чаще исполь- зует в ежедневной практике разнообразные цифровые инструменты [2]. Это, без- условно, в первую очередь дань времени: сегодня многие сферы жизни и дея- тельности общества постепенно переводят на электронные ресурсы, что позво- ляет значительно экономить силы, время и трудовые затраты на выполнение ка- ких-либо операций. Появившись и прочно закрепившись в повседневной жизни, цифровые инструменты не могли не стать частью технического и методического арсенала системы образования на всех его ступенях. Гигантский скачок в освое- нии различных цифровых инструментов система образования сделала во время пандемии, когда доступными были только дистанционные формы обучения [1]. Педагоги, не владевшие до этого электронными ресурсами и не умевшие рабо- тать с ними, были вынуждены в кратчайшие сроки научиться пользоваться циф- ровыми инструментами, не всегда понимая, что и как нужно выбрать для дости- жения наиболее высокого результата. Далеко не все сразу получалось, случались удачные находки, но и неудач было немало, не всегда удавалось точно рассчитать время работы, оптимальные способы решения тех или иных вопросов и т. п. Затем наступила пора анализа, позволившая уже в удобном режиме выбрать наиболее удачные и эффективные цифровые инструменты для решения различных учебных задач. Все эти про- цессы касаются и преподавания русского языка, где до сих пор цифровые ин- струменты чаще всего используются как средство визуализации учебного мате- риала или для быстрого поиска информации. Даже тем, кто не является специа- листом в области преподавания русского языка, очевидно, как важны и целесо- образны цифровые инструменты при изучении различных тем раздела «Лекси- кология». Однако, на наш взгляд, не менее эффективно можно их применять при изучении грамматического материала. * Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания на оказание государствен- ных услуг (выполнение работ) № 073-00030-23-02 от 13.02.2023 г. с Минпросвещения России.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=