Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 21 М. А. Кувырталова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Ю. А. Тарасова Институт педагогики и психологии МПГУ ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА»: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Аннотация. В статье представлено научно-методологическое и методическое обосно- вание содержания и структуры дисциплины «Педагогическая инноватика», ориентированной на формирование компетентности магистрантов, обучающихся по программам педагогиче- ской направленности, в вопросах проектирования инновационной образовательной среды. Ключевые слова: педагогическая инноватика, инновационные процессы в образова- нии, инновационно-педагогическая деятельность, профессиональная подготовка, педвуз, ма- гистратура. В условиях динамичных и глобальных изменений в различных сферах об- щества, в том числе, образовании, особые требования предъявляются к подго- товке педагогических кадров, их личностной и профессиональной готовности решать различные профессиональные задачи с учетом требований цифровиза- ции, умений проектировать образовательный процесс на основе сочетания тра- диционных и новых форм, методов, технологий, позволяющих создать адап- тивную, развивающую образовательную среду, максимально ориентированную на интерес и потребности обучаемого, достижение им качественных образова- тельных результатов. В связи с этим современная образовательная парадигма подготовки педа- гогических кадров ориентирует вузы на преемственность уровней реализации профессиональных образовательных программ педагогической направленно- сти, их науко- и практико- ориентированность, формирование компетентности учителя посредством овладения студентами различными функциями и видами деятельности в рамках получаемой профессии и специальности, создание вос- требованных образовательных программ, реализацию эффективных механиз- мов управления и оценки качества. Ведущее место среди требований является готовность будущего учителя к реализации инновационных подходов в своей профессиональной деятельности, умений проектировать инновационную образовательную среду, ее методы, фор- мы и средства, позволяющие перейти от «информационно-объяснительного» обучения к «инновационно-действенному» с учетом научных знаний о сущности и механизмах педагогических новаций, накопленного опыта [4]. Среди дисциплин, обеспечивающих готовность магистров образования к инновационной деятельности, особое значение имеет предмет «Педагогиче- ская инноватика», изучение которого предусмотрено учебными планами обра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=