Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 202 позволяет ему верить в возможность всеобщего благополучия: «Я люблю всех вас, друзья мои... И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!» [3, с. 339]. Как сказочные герои, персонажи Е. Л. Шварца верят в конечную правоту нравственных идеалов, и не случайно в финале произ- ведения Е. Л. Шварца торжествует жизнь, ее нормальный, естественный ход, что является реализацией традиционной сказочной формулы – добро сильнее зла. Система образов пьесы Е. Л. Шварца соответствует системе персонажей волшебной сказки, выдвинутой В. Я. Проппом. Так, в пьесе есть герой (протаго- нист) – Ланцелот, героиня («царевна») – Эльза, отец героини – архивариус Шар- лемань, антагонист – Дракон, помощники – Кот и Ослик, дарители и волшебные предметы – погонщики, доставившие Ланцелоту шерстяной ковер-самолет, на котором вытканы солнце, земля, а также кубок, наполненный вином, и богатое угощение, что придает ковру-самолету еще и функцию скатерти-самобранки, шапку-невидимку особого трагического фасона, оружие (меч и копье, которые мастера ковали всю ночь), чудесный самонастраивающийся музыкальный ин- струмент. Зависимость пьесы от архетипа народной волшебной сказки проявля- ется и в использовании морфологических и сюжетных сказочных реалий, кото- рые корнями уходят в глубокую древность, в эпоху, когда на земле властвовали мифы, а жизнь людей была подчинена обрядовым законам. Так, например, в сказке можно обнаружить популярный в русском и европейском сказочном фольклоре мотив, согласно которому герой, попадая в чужую страну, «видит, что люди все ходят "такие кручинные"», и случайно «узнает, что змей ежегодно… требует по девушке, и что ныне настала очередь царской дочери» [2, с. 355]. Этот мотив в интерпретации В. Я. Проппа получил название «поборы змея» [2, с. 354]. Аналогичная ситуация складывается и в сказке Е. Л. Шварца, герой которой, Ланцелот, встречает в незнакомом ему городе «очень славную девушку» Эльзу, которая должна стать очередной жертвой Дракона, и странствующий рыцарь ре- шает вызвать чудовище на бой, чтобы спасти дочь архивариуса от ужасной судьбы. Сражению, как и в сюжете народной волшебной сказки, «предшествуют хвастливые перебранки», «угрозы змея» [2, с. 357]. Так, Дракон грозится превра- тить Ланцелота в пепел и требует, чтобы Эльза принесла «метелку», которой она должна будет убрать то, что останется от странствующего рыцаря [3, с. 280-281]. Реплики антагониста, призванные посеять страх у его противника, встречают от- ветные реакции протагониста, которые мы обнаруживаем в его обещании, дан- ном Эльзе, задушить Дракона голыми руками [3, с. 300]. Таким образом, несмотря на многоуровневую жанровую структуру, в пьесе Е. Л. Шварца «Дракон» можно обнаружить многие архетипические сказочные черты, которые связывают это произведение с народной сказкой. Литература 1. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М. : РГГУ, 1994. 2. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. СПб. : Азбука ; Азбука-Ат- тикус, 2021. 3. Шварц Е. Л. Избранное. М. : Гудьял-Пресс, 1998.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=