Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература. Теория и дидактическая практика 201 Г. С. Миронова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого «ДРАКОН» Е. Л. ШВАРЦА: К ПРОБЛЕМЕ СКАЗОЧНОГО АРХЕТИПА Аннотация. Статья посвящается пьесе Е. Л. Шварца «Дракон», в которой можно обна- ружить черты разных литературных жанров. В представленной работе произведение драма- турга XX века рассматривается с точки зрения присутствия в нем элементов жанрового архе- типа народной сказки. Ключевые слова: жанр, сказочный архетип, литературная сказка, пьеса. Пьеса Е. Л. Шварца «Дракон» отличается сложной жанрово-стилевой системой, вбирающей в себя способы изображения, характерные для разных литературных ро- дов ижанров. Но, прежде всего, это литературная сказка, жанровуюприроду которой невозможно понять вне соотнесенности со сказочной фольклорной традицией. Основополагающим в пьесе «Дракон» является мотив чуда, а главные герои наделены простодушием и оптимизмом – чертами, характерными для сказочного персонажа. Действие произведения происходит в условном сказочном простран- стве и условном сказочном времени. События пьесы разворачиваются в условном сказочном городе, где функцию сказочного пространства выполняют озеро с ру- салками и Черные горы, скрывающие волшебнуюжалобную книгу, ежедневно по- полняющуюся новыми исписанными страницами, а роль своеобразных летопис- цев играют «горы, травы, камни, деревья, реки», которым хорошо «известны все преступления преступников, все несчастья страдающих напрасно» [3, с. 168]. Основной конфликт в пьесе Е. Л. Шварца представляет собой традиционное для жанра сказки противостояние добра и зла. В финале произведения происхо- дит торжество добра: бой Ланцелота и его противника завершается победой странствующего рыцаря. Однако Е. Л. Шварц оттягивает развязку, вводя в по- вествование еще один сказочный сюжетный ход: драматург на какое-то время «убивает» Ланцелота, чтобы потом волшебным образом вернуть его к жизни. И вновь мы сталкиваемся с заимствованным из народной волшебной сказки мо- тивом, который В. Я. Пропп называет «Временная смерть» [2, с. 219]. Кроме того, Е. Л. Шварц, подобно древнему сказителю, на этом этапе развития событий выводит на первый план вредителя. В качестве ложного героя выступает Бурго- мистр, объявивший себя победителем Дракона. Узурпировав власть в городе, са- мозванец царит в нем до тех пор, пока не возвращается настоящий победитель чудовища. Это осложнение сюжета в финале никоим образом не противоречит законам сказочного жанра. В частности, Е. М. Мелетинский отмечает, что про- тагонист в сказке нередко после победы над противником вынужден приводить веские доказательства того, «что это именно он совершил подвиг» [1, с. 56]. В результате финал пьесы Е. Л. Шварца «Дракон» соответствует традиционной сказочной развязке: герой обретает любовь и безграничное личное счастье, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=