Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 198 них было два сына – летами малы, на работу идти не сдюжают » [4, т. 2, с. 55]) на фоне крайней бедности семьи («просто бедность такая пристигла, што исть нечево , а детей было много» [7, с. 520]; курсив мой – И. Л.). Решающую роль в сюжете имеют замещающие мотивы: чудесное перерож- дение, обретение особенных, сверхъестественных качеств, реализация неорди- нарных возможностей. Именно они формируют характерное словесное обрамле- ние, маркирующее сюжетную разновидность. В ряде сказок имеет место пред- сказание будущей судьбы персонажа / персонажей. СУС 567 Чудесная птица: птица сообщает охотнику: «если кто мою голову съест, тот будет царем; кто кры- лья съест, тот будет светлейшим князем» [5, кн. 1, с. 458]; у «гуся под крыльями письмо: «Кто гуся съист, будет царством царствовать, а кто косточки оближот, тот будёт золотом плевать» [8, с. 242]; возможно дополнительное качество: «че- ловечьи думы знать» [7, с. 520]. Предсказание в сказке с парным гендерным ти- пом персонажей (СУС 461 Марко Богатый ) распространяется обычно на маль- чика: сын бедняка награждается «богатством Марка Богатого» [4, т. 2, с. 346]; «Марки Богатого, говорит, именьем. Выростет и будет владать» [9, с. 254]; дару- ется «счастье ему – Маркино» [4, т. 2, с. 350]. Характеристика девочки сдер- жанна: «Господь не даровал ему <заводчику> сыновей, а была лишь одна дочь» [4, т. 2, с. 350]. Предсказание может включать пассивное решение ее судьбы: ге- рой «визьметъ эту дивйцю п всимъ ево царьсвіеыъ повладіетъ, какъ выростетъ до поуиоуо возросту»» [3, с. 351]; «У купца богатого родилась дочи. И было ему в ту жа ночь сновение, што в ту жа ночь родитсе у девки сколотной сын и же- нитсе на его дочери» [10, с. 244]. Наряду с мальчиком, «приоделенье» [5, кн. 1, с. 235] может получить животное: мальчик «заместит хозяина в этом именьи» [5, кн. 1, с. 235], а из ягнят: «Один будет волку, а другой х пользу хозяину» [5, кн. 1, с. 235]; мальчику – «имением купца Марка у'ладеть» [5, кн.2, с. 33], судьба «се- рого барана» – «чтоб его воук съеу» [5, кн. 2, с. 33]. Идея судьбы пронизывает все компоненты сюжета, определяя собственные наименования (мальчик Васи- лий Бессчастный – девочка Анастасия Прекрасная [4, т. 2, с. 346]) и антитезу социальных характеристик: дочь «богатейшего купца» [4, т. 2, с. 346], «завод- чика» [ 4, т. 2, с. 350], барина, богатого крестьянина – и сын «вдовицы» [7, с. 614], «найденыш» [11, с. 318], сын «самого бедного крестьянина» [4, т. 2, с. 346], «блудници» [3, с. 351], но при этом «младенец святой» [9, с. 255]. Этикетно в сюжете навеянное христианскими концептами чудесное спасение младенца, бро- шенного антагонистом в лесу / овраге: «Подходит <купец> к этому мальчику, сняжок коло его растаял, и цветики зацвели синенькие. «Ах, говорит, это ребе- ночек лежит. И сняжок обтаял, и цветики цветутъ, йонъ живой!» [5, кн. 2, с. 34]; «Обозники едут, на этого мальчика натакалися; круг свечи его горят уж, не за- мерз. Взяли этого мальчика…» [11, с. 318]; « поравнялись купцы против оврага, и послышался им детский плач. <…> Приказчик сошёл в овраг, видит там зелё- ный луг, а на том лугу сидит ребёнок и играет цветами » [4, т. 2, с. 346–347]. К этикетным явлениям принадлежит также «завет» в сюжете СУС 652 Счастливое дитя : семья, потрудившаяся «на пользу всего люда православного», получает в награду обещание: «народится счастливый сын: что ни скажет – то и сбудется, чего ни пожелает – то и даст Господь!» [4, т. 2, с. 242]; «как выростёт,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=