Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература. Теория и дидактическая практика 195 в принципе непрерывности, который может характеризовать профессиональную подготовку и профессиональное совершенствование преподавателя РКИ, а также во внедрении современных методических приемов и современного языкового материала, которые могли бы использоваться на занятиях по РКИ. Вопрос непрерывной модели подготовки преподавателя РКИ (в нашем слу- чае с акцентом на Республику Сербскую) является чрезвычайно актуальным. При получении профильного образования студенты, желающие изучать русский язык, могут поступать на филологический или на философский факультеты уни- верситетов в Баня-Луке, Восточном Сараево. Опыт нашего взаимодействия в данными университетами и другими образовательными учреждениями Респуб- лики Сербской показал, что подготовка преподавателя РКИ должна характери- зоваться непрерывностью и актуальностью, то есть имеется в виду, что студент, который решил посвятить себя изучению русского языка должен уже готовиться к практической деятельности в школе, в гимназии, и педагог, имеющий профиль- ное образование, должен стараться повышать свой уровень, так как владение языком требует постоянного повторения, углубления в систему языка, освоения того нового, что в нем появляется. Вырванность обучающихся из языковой среды заставляет их обращать свое внимание на целый ряд процессов и явлений в языке, которые для носителей языка, находящихся в языковой среде и организующих коммуникацию в различ- ных ситуациях на данном языке, не являются принципиально значимыми. Обычно быстро сменяются в языковой системе единицы и явления, которые мы относим к неологизмам. Именно вопросам их включения в процесс непре- рывной подготовки преподавателя РКИ, который осуществляется на территории, находящейся вне языковой среды, и можно уделять большое внимание. При ра- боте с неологизмами необходимо учитывать и стилистические особенности их употребления. Так, семантические неологизмы (например, ламповый, тема, ис- тория, комфортный, залить, слить и др.) очень часто употребляются в снижен- ных контекстах или в сленговой речи, поэтому, рассматривая семантические процессы и механизмы образования новых значений, необходимо учитывать и специфику употребления. Обращать внимание на разницу коммуникативных регистров очень важно, так как иностранцы не часто находятся в языковой среде и могут не понимать особенностей коммуникативных ситуаций. Помимо этого, останавливаясь на неологизмах, нужно говорить и об их разно- видностях, о том, что есть новая заимствованная лексика, лексика, образованная в наши дни по новым (или наиболее актуальным) словообразовательным моделям. Модель непрерывной подготовки преподавателя РКИ, на наш взгляд, тре- бует обращения и к лингвистическому материалу, который непосредственно свя- зан с особенностями того или и иного региона. По нашему мнению, углубленное рассмотрение региональной специфики крайне важно для освоения любого языка, культуры и истории страны изучаемого языка. Тут можно выделить три основных блока. Это единицы, которые относятся к диалектным и определяются языковой архаикой, единицы, которые отражают духовную культуру региона, и единицы, которые репрезентируют промышленное, экономическое и туристи- ческое своеобразие регионам в наши дни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=