Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 194 Н. А. Красовская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ В ИНОСЛАВЯНСКОМ ОКРУЖЕНИИ * 1 Аннотация. Статья посвящается вопросам обоснования выбора лингвистического мате- риала при формировании модели непрерывной подготовки преподавателя РКИ, находящегося в инославянском окружении. Автор говорит об особенностях обращения к неологизмам и лингворегионоведческому материалу. Ключевые слова: изучение русского языка как иностранного, преподаватель, неоло- гизмы, лингворегионоведение. Русский язык весьма привлекателен для изучения в разных странах мира. Большой интерес он представляет в странах Балканского полуострова. На этой территории проживает достаточное количество этносов, которые имеют разные языки, относящиеся к разным языковым группам. Однако значительное место среди языков Балканского полуострова занимают славянские языки, в частности сербский язык. На первый взгляд может показаться, что, зная сербский язык, очень легко освоить русский язык. Но, несмотря на то что у русского и сербского языков есть много общего в фонетической системе, лексике, грамматическом строе, тем не менее это разные языки, которые имеют отличия на всех уровнях языковой системы. Именно поэтому научная общественность (лингвисты, мето- дисты, педагоги) не прекращает уделять внимание поиску новых путей в обуче- нии русскому языку инославянской аудитории. В настоящее время изучению русского языка в странах Балканского полуост- рова уделяется достаточно значительное внимание. Неоднократно лингвисты и педагоги писали о большом внимании к русскому языку среди носителей серб- ского языка. Тут вспоминаются работы лингвистов, которые неоднократно гово- рили о близости славянских языков, особенностях взаимодействия языковых си- стем, методах изучения языков. В этой связи можно назвать работы Гинич Елены, Айджанович Наташи, Меденицы Луки [1], Горовой И. Г. [2], Красовской Н. А. [3], Лепоевич Е. [4]. Однако каждая эпоха диктует свои условия, свои особенности в изучении иностранных, пусть даже и родственных, языков. В настоящее время стратеги- ческая цель видится в обобщении накопленного опыта в преподавании РКИ в сербоязычной аудитории и обеспечение модели подготовки преподавателя РКИ, которая бы выглядела актуальной и современной. Мы такую модель видим * Статья публикуется в рамках выполнения госзадания Министерства просвещения РФ на тему «Формирование модели подготовки преподавателя РКИ (в рамках сотрудничества с Бос- нией и Герцеговиной (с акцентом на Республику Сербскую)».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=