Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература. Теория и дидактическая практика 191 Л. Б. Барулина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ НЕОЛОГИЗМОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В СЕРБСКОЙ АУДИТОРИИ * 1 Аннотация. В статье на примере авторской системы упражнений рассматриваются актуальные вопросы изучения неологизмов современного русского языка в сербской аудитории. Ключевые слова: русский язык как иностранный, неологизм, англицизм, методические материалы. В современных мировых образовательных реалиях знание любого иностранного языка подразумевает овладение им с целью достаточно свободного общения в бытовой, социокультурной, а также профессиональной сферах, поэтому одной из целей учебно-методических материалов «Модель непрерывной подготовки преподавателя РКИ», созданных в рамках госзадания Министерства просвещения РФ на тему «Формирование модели подготовки преподавателя РКИ (в рамках сотрудничества с Боснией и Герцеговиной (с акцентом на Республику Сербскую)», является знакомство иностранных обучающихся (от студентов-филологов начальных курсов до практикующих преподавателей РКИ) с современными процессами, протекающими в лекси- ческом составе русского языка, а также принципами и приемами работы с лексическими единицами на уроках. Рассмотрим некоторые задания, предлагаемые во второй части пособия, которая содержит дидактические материалы в том числе и по теме «Новое в лексике современного русского языка: стилистический и семантический аспекты». Цель приведенных ниже упражнений – как знакомство с русскими неологизмами, активно используемыми носителями языка в сфере интернет- общения, так и формирование коммуникативной компетенции иностранных обучающихся за счет постепенного введения указанных единиц в языковой обиход сербских слушателей, а также постоянного сравнительного анализа двух родственных славянских языков. При создании данных учебно-методических материалов мы сочли актуальным обращение именно к теме интернет-общения, т. к. коммуникация в социальных сетях составляет важную часть внеучебной деятельности иностранных обучающихся, особенно молодых людей (см., например, [1]). В процессе разработки системы упражнений мы старались учитывали специфику освоения неологизмов-англицизмов современным русским языком (см. [2]), поэтому часть заданий посвящена словообразовательным связям новых слов. * Статья публикуется в рамках выполнения госзадания Министерства просвещения РФ на тему «Формирование модели подготовки преподавателя РКИ (в рамках сотрудничества с Бос- нией и Герцеговиной (с акцентом на Республику Сербскую))».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=