Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 19 Изучение рефлексии в XX веке как сложного философского и социокуль- турного феномена связано с именами таких отечественных психологов и педа- гогов как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др. Несмотря на это в самых популярных и изученных нами букварях 20–60-х гг. XX века не уда- лось проследить заданий, хоть сколько-нибудь отвечающих задачам рефлексии. В букваре Д. Б. Эльконина после изучения всех букв и звуков единожды встречается задание, где детям необходимо ответить на вопросы и заполнить пропуски «Что я умею делать очень хорошо? Я умею _____.», «Чему я хочу научиться? Я хочу научиться _____» [6, с. 191]. Это задание может быть направ- лено на рефлексию, оценку и планирование учащимися своей деятельности. Рис. 3. Д. Б. Эльконин. Букварь : Учеб. для четырехлет. нач. шк. (1994) Проявления рефлексии в букварях советского периода нельзя назвать си- стематическими, скорее всего это связано с тем, что основной целью, заложен- ной в букварях этого периода, была грамотность как средство осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах, при обучении грамоте главное научить детей читать и писать, анализ своей дея- тельности как важный фактор развития личности остается в тени. Подводя итог, отметим, что рефлексия сложный процесс для начинающих изучать грамоту учащихся. Только при правильном использовании учителем учебник может стать эффективным средством в оценке и понимании детьми своих результатов. Литература 1. Водовозов В. И. (1825–1886). Русская азбука для детей : Прописи и око- ло 50 картинок, рис. на дер. Васнецовым / сост. В. Водовозов; Прописи грав.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=