Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература. Теория и дидактическая практика 185 Языковыми средствами выражения этих временных отношений являются «видо-временные формы глагола, индексальные элементы – местоименные наре- чия (здесь, сейчас и др.), наречия с семантикой «наблюдения», предложно-па- дежные формы…» [2, с. 273]. Применительно к тексту «Воспоминаний» М. Ф. Мейндорф это проявляется следующим образом: 1. «Воспоминаниям» свойственна временная многомерность: есть время «рассказа» [2, с.273] и время «изображаемых(описываемых) ситуаций» [2, с.273]. В данном произведении присутствует единичный рассказчик (М. Ф. Мейендорф), который выступает и как «всезнающий» [2, с. 274] повествователь, и как «повест- вователь-наблюдатель» [2, с. 274], и как «участник описываемых событий» [2, с.274]. Этим обстоятельством определяется различный временной рисунок произ- ведения: преимущественно используются формы глаголов прошедшего времени, однако, говоря о своих воспоминаниях, автор прибегает и к времени настоящему: «Отчаянные неудобства… не сломили бодрости духа моей матери. Я помню её …всегда весёлой, довольной, … всегда увлечённой какой- нибудь работой» [1, с.10]. использует автор и так называемое «настоящее репортажа» [2, с.275]: «Моё первое детское воспоминание: я и сестра Алина … стоим на подоконнике и смот- рим из окна, как отец возвращается из своих казарм…» [1, с. 9]. 2. Время в «Воспоминаниях» прерывно и обратимо: у повествователя посто- янно чередуется план прошлого и план настоящего. В языке это выражается лек- сическими индексальными элементами, преимущественно наречиями: «Как я по- том узнала…»[1, с.9], «Когда я, уже грамотной, вспомнила свой первый урок…»[1, с.12], «Прошло много лет , Анне было уже 42 года» [1, с.2]; «Привяз- чивость моя развилась немного позже …» [1, с. 24]. 3. В «Воспоминаниях» отображаются как единичные ситуации (краткость), так и ситуации долгие (длительность). Первые связаны с основными описывае- мыми моментами воспоминаний; вторые – с «обобщением опыта повествователя, установлением в нём общих закономерностей» [2, с.277]. Например, в рассказах М.Ф. Мейендорф о своей семье, о событиях своей жизни присутствует временная краткость. В рассуждениях самого разного плана, которыми изобилует текст «Воспоминаний», - временная длительность. В языковом отношении это выража- ется различными средствами. Например, в главе «Мать», рассказывая о биографии Марии Васильевны, М.Ф. Мейендорф использует преимущественно глаголы про- шедшего времени несовершенного («Мать моя была членом большой дружной се- мьи» [1, с.25]; « Училась она только со старичком –французом» [1, с.25]) или со- вершенного вида («Она поставила себе целью воспитание своих детей и выписала себе всевозможные книги по воспитанию и образованию» [1, с.25]). В рассказе же о принципах воспитания детей автором используются различ- ные временные формы: – глаголы прошедшего времени совершенного вида («Какие же принципы легли в основу того воспитания, которое она нам дала ?» [1, с. 26]); – глаголы прошедшего времени несовершенного вида («К послушанию мать приучала своих детей с младенческого возраста» ; «Ребёнок брал предмет в рот, у него осторожно вынимали изо рта его и говорили «нельзя» [1, с. 26]);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=