Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 180 денежных «поборах», исходящих от администрации различных учреждений об- разовательной системы (ясли, детсад, школа и т.д.), то такое отношение способ- ствует формированию антикоррупционного сознания ребёнка, посещающего учреждение образования. В противном случае всё происходит с точностью наоборот: сознание формирующейся личности воспринимает негативную прак- тику, которую в будущем будет готов воспроизвести. Противодействие коррупционным рискам на уровне семьи создает хоро- шую основу для формирования личностей с позитивным мировоззрением, но на появление у них антикоррупционного сознания могут оказать влияние внешние негативные факторы. Современные молодые люди не ограничены внутренней биполярной средой «семья–школа (колледж, ВУЗ)». На них оказывает влияние внешняя среда, воздействующая на неокрепшее сознание негативной информа- цией. Воспитательный процесс в системе «семья–школа» не должен ограничи- ваться общими направлениями. Воспитательную работу необходимо вести и по специальным направлениям, указанным в Законе о борьбе с коррупцией, в кото- ром представлена система мер борьбы с коррупцией. Одним из таких направле- ний является организация «антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования» (п. 17 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией) [15]. В Законе о борьбе с коррупцией не указана целевую направленность дея- тельности государственных органов, осуществляющих противодействие корруп- ции. Тем не менее, одна из целей такой деятельности состоит в воспитании граж- дан, формировании у них негативного отношения к коррупции как социальному явлению. Рассматривать антикоррупционное образование необходимо в «связке» с антикоррупционным воспитанием, т. е. упомянутое ранее направле- ние антикоррупционной деятельности надо представлять, как организацию «ан- тикоррупционного обучения и воспитания (курсив наш – А. Х.) государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования». Для понятия «воспитание» характерно наличие множества различных науч- ных взглядов. Для целей нашего исследования мы ограничимся словарной фор- мулировкой термина «воспитание», под которым понимаются «навыки поведе- ния, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [16, с. 81]. Учитывая специальную направленность воспитания можно представить «антикоррупционное воспитание» как элемент общего воспитания и систему правил поведения, усвоенных в семье и в процессе обучения в учре- ждениях образования, которыми индивид руководствуется в повседневной жизни. Человек, получивший должное антикоррупционное воспитание, у которого сформировано антикоррупционное сознание, оказавшись в условиях формирую- щихся или сформировавшихся коррупционных отношений, будет проявлять негативную к ним реакцию. Внешнее антикоррупционное воспитание (за пределами семьи) тесно свя- зано с антикоррупционным образованием и является его важной составной ча-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=