Университет XXI века: научное измерение

Социальные науки 179 почтений, способностей, призвания или расовой принадлежности его родите- лей» [12]. Можно подвергнуть сомнению такую педагогическую мысль, но будет неправильным игнорирование процесса семейного воспитания на формирование будущей личности. Также надо учитывать характерную для ребёнка склонность к наблюдению и подражанию поведению своих родителей и других людей (см. эпиграф – А. Х.), на которую обратил внимание психолог А. Бандура [12]. Участники социологического опроса в числе главных причин, порождаю- щих коррупцию, назвали «желание людей обогатиться любым способом, в том числе противозаконным» [13, с. 89]. Это внутреннее желание любого человека, формируемое в зависимости от условий воспитания, главным образом, на уровне семьи. В дальнейшем его реализация будет происходить при наличии обстоя- тельств, сложившихся в определенной сфере деятельности человека. В связи с этим считаем необходимым повышение роли духовно-нравственных ценностей в обществе, формирование на уровне семьи высоких моральных качеств и чув- ства ответственности у подрастающего поколения. Следует обратить внимание, что процесс семейного воспитания нельзя рас- сматривать изолированно от внешней воспитательной системы. В рамках семьи складывается внутренняя система воспитания, составляющая базис развития мо- лодого человека. Внешняя система воспитания неразрывно связана с образовательным про- цессом, существенно влияет на формирование личности и окончательно опреде- ляет систему правил, которые в дальнейшем будут претворяться в жизнь в прак- тической деятельности индивидуума. В последние десятилетия в национальных образовательных системах обост- рилась проблема противоправного поведения. Учащиеся все чаще сталкивается негативными проявлениями в образовательной практике (поборы, взяточниче- ство и т.п.). Различные деструктивные проявления отрицательно влияют на уро- вень образованности молодежи. Неокрепшее сознание молодежи, воспринимаю- щей негативные примеры, формирует систему правил, на которых будет основы- ваться их дальнейшая социальная деятельность. Негативная воспитательная ос- нова способствует формированию личностей, готовых к совершению преступле- ний коррупционной направленности. Проявлению коррупции в сфере образования предшествует ситуация, охва- тываемая понятием коррупционный риск, под которым мы понимаем ситуацию, которая «может потенциально привести к совершению коррупционного право- нарушения» [14, с. 39]. Коррупционные риски не являются прерогативой образовательной сферы. Их выявление возможно во всех иных сферах деятельности. В сфере образования коррупционные риски возможны: на этапе приема в учреждение образования; в процессе производства ремонта основных средств; в ходе оказания дополнительных платных услуг; в ходе приема зачетов и экзаме- нов; при распределении учащихся в общежитиях и т.д. Представляется, что противодействовать указанным коррупционным рис- кам необходимо на уровне семьи. Если родители не участвуют в различного рода

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=