Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 178 это психологическая установка, порождающая и структурирующая практиче- скую деятельность человека и его представления об окружающей действитель- ности, в основе которой процесс воспитания на ранних стадиях становления лич- ности молодого человека. Воспитание занимает центральную позицию в структуре социальной сферы и системе образующих её условий, которые, соответственно, оказывают влияние на формирование определенных правил поведения. Данному направлению анти- коррупционного воздействия уделяется не оправданно мало внимания. На значимость воспитания обратили внимание белорусские ученые А. В. Дулов и И. Р. Веренчиков. Они указали на необходимость повышения уровня воспитания граждан. Это, по их мнению, поспособствует изменению психологии человека, что, соответственно, исключит возможность совершения им преступ- лений [9, с. 314]. Перестройка психологии сознания человека необходима для сформировав- шейся личности. На уровне семьи речь идет о воспитании детей, нового подрас- тающего поколения, что предполагает иные подходы, направленные на форми- рование личности. Рассматривая воспитательный процесс, основатели марксизма сделали зна- чимый вывод о том, что «…люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания…» [10]. В настоящее время воспитательной работе уделяется особое внимание. Она осуществляется по различным направлениям, вне зависимости от сферы челове- ческой деятельности. Представители педагогической науки в качестве таких направлений называют интеллектуальное, гражданско-патриотическое, профес- сионально-трудовое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, куль- турно-массовое и эстетическое [11, с. 868]. Не подвергая сомнению высокую зна- чимость этих направлений воспитательной работы, следует указать на потреб- ность времени в антикоррупционной направленности воспитательной деятель- ности, формирующей у молодых людей антикоррупционное сознание. Результа- тивность такого направления воспитания находится в прямой зависимости от формирования его базовых основ на уровне семьи. В определенной степени речь идет о семейном противодействии коррупции, как социальному явлению. В связи с этим, семейное воспитание, в его антикор- рупционной направленности, следует рассматривать в аспекте профилактики коррупционного поведения. На исключительную важность семейного воспитания давно обратили вни- мание многие ученые. Подчеркивая особую значимость воспитания для форми- рования будущей личности, бихевиорист Дж. Уотсон заявил: «Дайте мне дю- жину нормальных, здоровых младенцев и возможность по своему усмотрению выстроить мир, в котором они будут воспитываться, и я гарантирую вам, что взяв любого, случайно выбранного ребёнка, я выращу из него такого специалиста, ка- кого вы назовёте: доктора, юриста, художника, торговца, руководителя и, если захотите, даже нищего или вора, независимо от его талантов, склонностей, пред-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=