Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 17 Э. А. Крылова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПОСОБИЯХ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Аннотация. В статье анализируются российские азбуки и буквари, выявляются особен- ности репрезентации в них оценочно-результативного компонента образовательного процесса. Ключевые слова: азбука, букварь, оценочно-результативный компонент. Школьный учебник ориентирован на конструирование мотивационного, целевого, содержательного, операционального и оценочно-результативного компонента образовательного процесса, о последнем и пойдет речь в данной работе. Оценочно-результативный компонент отражает эффективность обучения, качественные изменения в освоении учащимися знаний, умений, навыков в со- ответствии с выдвинутыми целями [2, с. 5]. Данный компонент подразумевает такие действия как оценка учителем, анализ, самооценка и самоконтроль уче- ником собственной деятельности, сопоставление результатов деятельности с заданными целями, осознание причин несоответствия цели и достигнутых ре- зультатов, проектирование действий для их устранения. В современных учебниках для начальной школы аппарат организации усвоения знаний может содержать вопросы, задания, направленные на повторе- ние учащимися полученных знаний и анализ результатов своих действий, овла- дение способами самооценки и самоконтроля. Посредством разделов «Проверь себя», «Повторение», «Обобщение», содержащихся в учебнике, происходит си- стематизация и закрепления знаний. В российских букварях и азбуках оценочно-результативный компонент удается зафиксировать не ранее середины XIX в. В пособии В. А. Золотова со- держатся вопросы-ответы: «Что значит упражняться в чем-нибудь? – Занимать- ся в чем-нибудь, чтобы приобрести в этом навык, делать хорошо, как следует; Что такое пословица? – Пословица есть такое изречение, которым выражается истина…» [3, с. 8]. Данный прием может быть направлен на закрепление, пояс- нение некоторых вопросов, связанных с обучением грамоте. Некоторая связь между текстами и вопросами прослеживается в пособии К. Д. Ушинского, при чем тексты и вопросы находятся в разных разделах, что позволяет выдвинуть предположение, что таким образом мог закрепляться ма- териал. Так, к теме «Орудия и сбруя» представлены иллюстрация, слова для изучения, поговорки, а далее в теме «Что чем делают» представлены вопросы об этих предметах, иллюстрации и ответы на эти вопросы [4, с.75]. Стоит отме- тить, что такого рода задания не системны, поэтому использоваться детьми са- мостоятельно, без помощи учителя скорее не могли.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=