Университет XXI века: научное измерение

Социальные науки 167 уровнях делового общения, будущие специалисты сферы молодежной политики должны уметь строить диалог как с руководством, коллегами, вышестоящими организациями, так и с молодежью, являющейся той самой категорией, с которой организаторы работы с молодежью будут непосредственно работать. Они должны выступать связующим звеном на всех этапах коммуникации с разными категориями, с учетом тонкостей и нюансов всех сторон общения. В названии формирующей функции уже заключается ее обоснование, здесь можно сказать о формировании навыков эффективной коммуникации вербаль- ными и невербальными средствами. «В коммуникации человек использует не- сколько знаковых систем: – слова, – интонация, – тембр голоса, – жесты, пластика. Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к невербальной коммуникации». [3]. К вербальным средствам коммуникации от- носится речь (устная, письменная). Умение грамотно владеть речью крайне важно для делового человека, поэтому необходимо уделять должное внимание данному вопросу при обучении студентов. Невербальную коммуникацию часто недооценивают, хотя с помощью нее можно выявить признаки, по которым по- нятно, что партнер не расположен к конструктивному диалогу и необходимо из- менить стратегию ведения деловой беседы. Реализация функции подтверждения также необходима и рассмотреть ее можно с точки зрения конфликтологии. ПроцитируемМ. С. Мириманову: «Люди неосознанно используют для постоянного подтверждения друг друга определен- ные ритуалы, например: приветствия (кивок головой, улыбка, рукопожатие, по- целуй), именования (имя, кличка), оказание различных знаков внимания (усту- пить место в транспорте, пропустить вперед, подарить цветы и т. д.). Эти проце- дуры важны для отдельного человека, поддерживая определенный «минимум подтвержденности», но еще важнее они для здоровья каждого человека и обще- ства» [2]. Таким образом, специалисты социальной сферы, как никто другой, должны поддерживать позитивный настрой в общении с тем, с кем взаимодей- ствуют, подтверждение важно для каждого человека, и необходимо здесь дей- ствовать в рамках общепринятых норм и этикета. Межличностная функция деловой коммуникации заключается в эмоцио- нальной составляющей, необходимо положительное подтверждение действий собеседника, нельзя взаимодействовать с разными группами людей не обладая эмпатичностью. Данное качество должно быть развито у будущего специалиста в области молодежной политики, но при этом данный вид общения не должен переходить грань в рамках деловой коммуникации и перерастать в «панибрат- ство», нарушать субординацию. Общение человека с самим собой – осуществление внутриличностной функ- ции коммуникации. Самоанализ, рефлексия, умение думать, все этого необхо- димо образованному человеку для последующего правильного формулирования своих мыслей как устно, так и письменно, а также для того, чтобы понять себя,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=