Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 164 Много внимания уделялось «репетициям» к экзаменам, были подробно раз- работаны правила ведения экзаменов и выставления оценок экзаменационными комиссиями. Этот опыт обобщил директор гимназии И. Ф. Гаярин в статье «Об экзаменах и репетициях в Тульской гимназии», напечатанный в «Сборнике Мос- ковского учебного округа». В целом опыт Тульской мужской гимназии нашел отклик во многих учебных заведениях Российской империи. Однако постепенно требования Министерства в вопросе учебников и про- грамм для средней школы ужесточались. В 1870 году особое внимание педаго- гического совета Тульской гимназии было обращено на преподавание логики как предмета нового для гимназии и поэтому «требующих специального обсуждения как приемов, так и размеров преподавания»[3, л. 5]. Наблюдение педагогов за ходом занятий по этому предмету и за успехами учеников показали, что «пред- ставляется настоятельной потребностью для основательного ведения дела в уве- личении числа уроков, по крайней мере, до двух в неделю…»[3, л. 5]. В отчете Тульской мужской гимназии за 1875 год заключалось, что пробелы в знаниях логики и психологии бросались иногда в глаза преподавателям рус- ской словесности при проверке сочинений учеников старших классов, что «ино- гда была поразительна их невежественность, которая проявлялась в смешении самых основных, самых элементарных логических представлений…» [3, л.5]. По замечаниям преподавателей, зафиксированных в отчете за 1876 год, «уже гораздо реже встречались такие неутешительные примеры, но все же да- леко нельзя признать удовлетворительным то количество наличных познаний, которые имеются у учеников по логике» [3, л. 7]. Отведенное количество вре- мени на преподавание логики позволяло знакомить учащихся лишь с самыми не- обходимыми сведениями о логических и «некоторых важнейших психологиче- ских факторах», что соответствовало изложению в учебнике Струве с необходи- мыми прибавлениями. Вследствие этого, педагогический совет Тульской гимна- зии считал необходимым прибавление еще одного недельного урока по логике. Следует отметить, что такие прибавления учебных часов по каким –либо предметам практиковались в Тульской мужской гимназии, но обязательно согла- совывались с начальством Московского учебного округа, а необходимость их четко обосновывалась преподавателями и администрацией гимназии. Только с согласия Попечителя Московского учебного округа и Министерства народного просвещения вводились изменения в учебном плане гимназии (исключением в этом случае являлись 60-е гг. XIX в., для которых характерна либерализация школьного режима и изменения в учебном плане Тульской гимназии явочным порядком). В отчете Тульской мужской классической гимназии за 1887 год отмечалось, что в отношении методики преподаватели придерживались указаний, заключав- шихся в пояснительных записках к учебным планам Министерства народного просвещения и замечаний, сделанных при посещении гимназии Попечителем Московского учебного округа и его помощником. Кроме того, постоянно сле- дили «за успехами учебной литературы, примечали методы и приемы препода- вания, рекомендованные в том или другом из новейших сочинений по методике» [4, л. 3]. С этой целью были созданы методические комитеты преподавателей,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=