Университет XXI века: научное измерение

Социальные науки 163 В 1863 году в Тульской гимназии были созданы отдельные комитеты из пре- подавателей с целью «обсудить способы преподавания предметов и гимназиче- ского курса и рассмотреть учебники по этим предметам»[1, л. 43]. Заседания предметных комиссий проходили 3–4 раза в год [1, л. 48]. Каждый из членов педагогического совета имел право участвовать в отдель- ном комитете с совещательным голосом. Отчеты комитетов, о которых упоми- нается в протоколах педагогического совета, не сохранились. Известно только, что комитет по истории, например, собирался 2 марта 1863г. и обсуждал цели и способы преподавания истории, а также объем учебного материала, который должен быть изложен гимназистам [1, л. 45]. Из этого можно сделать вывод, что методическим вопросам в Тульской гимназии уделялось немалое внимание. В начальный период существования гимназий в России утвержденных про- грамм преподавания предметов гимназического курса не существовало, их объем был лишь намечен инструкцией Министерства народного просвещения. В них особо подчеркивалась необходимость развития практических навыков у учащихся. В отношении выбора учебников и методик преподавания давалась свобода педагогическим советам гимназий. В Тульской гимназии все преподава- тели должны были составлять подробные программы по своим предметам, с указаниями рекомендуемых статей для дополнительного чтения, учебников, за- даний для решения. Конечно, определенные централизованные программы по предметам разра- батывались, но согласно Циркуляру Министерства народного просвещения от 8 июня 1872 г., они не были обязательны для преподавателей, и должны были «лишь служить образцом при их соображениях». Особое место в истории Тульской мужской гимназии занимают 60-е гг. XIX века, когда она превратилась в «деятельную педагогическую лабораторию», где пробовались и применялись разные педагогические системы и методы. Директо- ром гимназии в это время был И. Ф. Гаярин. Либерализация государственной образовательной политики позволила привлечь к работе в гимназии талантливых педагогов (Е. и Л. Марковы, В. П. Скопин и др.) и применять на практике новей- шие достижения педагогической науки. Важное значение имело общение туль- ских педагогов с Л. Н. Тостым, который планировал издание педагогического журнала в соредакторстве с Е. Л. Марковым. В этот период решением педагогического совета с целью усиления воспита- тельного влияния было введено в первых двух классах гимназии преподавание одним «высокообразованным классным учителем» всех предметов, кроме За- кона Божьего, который остался за священником. В старших классах была вве- дена школьная лекция [5, с. 572]. Опыт Тульской гимназии был использован на общероссийском уровне. В 1862 г. В. П. Скопин, преподаватель Тульской гимназии, был введен в состав «Особого комитета для составления программы по предмету русского языка и словесности» при Московском учебном округе. Было решено представить на имя членов этого комитета профессора Ф. И. Буслаева «программу, по которой велось преподавание русского языка и словесности в Тульской гимназии» [2, л. 35–36].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=