Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 162 тельную роль. Все педагогические советы делились на обыкновенные и чрезвы- чайные. Обыкновенные педагогические советы проводились ежемесячно в первую субботу после 1-го числа. Согласно протоколам заседаний за 1859–1867 гг., чрезвычайные педагогические советы гимназии собирались каждые 10–14 дней и обсуждали насущные вопросы гимназической жизни [6,с.71]. В соответствии с гимназическим уставом 1864 года, педагогический совет Туль- ской гимназии решал вопросы приема и отчисления учеников, освобождал нуждаю- щихся от платы за обучение после рассмотрения их прошений, обсуждал финансовые вопросы, обеспечение учебными пособиями учеников и т. д. У инспектора гимназии находилась книга, в которой каждый из членов педагогического совета записывал то, что он считал нужным предложить для обсуждения педагогического совета. В функции педагогического совета гимназии также входил прием экзаменов на звание учителей. В протоколах заседаний педагогического совета сохрани- лись многочисленные записи об этом. Например, в январе 1861 г. в совете Туль- ской мужской гимназии сдавал экзамен на звание уездного учителя истории и географии, окончивший курс гимназии дворянин Николай Фролов [1, л. 7–9]. Испытания по предмету были устные и письменные, причем по различным периодам истории, как русской, так и всеобщей. Например, устно нужно было ответить по следующим темам: «век Перикла», «Крестовые походы», «Франциск Первый», «Французская революция», а также рассказать «о различии характера юго-западных и северо-восточных князей Руси». Письменно же г-н Фролов дол- жен был ответить на вопросы по ордену иезуитов и крестовым походам. Пись- менные испытания предполагали также написание рассуждения на заданную тему («Характер царствования Ивана Третьего»). Как видно из этого примера, испытание было серьезное и требовало от будущего учителя для получения права преподавания глубоких и разносторонних знаний по предмету. Претендент на звание учителя, кроме того, должен был дать в присутствии педагогического совета пробный урок на заданную тему, что являлось показателем педагогиче- ского мастерства испытуемого. Педагогический совет отдельно оценивал ответы на вопросы и написанное рассуждение, сверх того претендент экзаменовался по дополнительным предме- там. На основании пройденных испытаний педагогический совет выносил опре- деление, где высказывалось мнение о проверенных знаниях будущего учителя, а также признавал (или не признавал) претендента достойным звания учителя с постановлением выдать «данному лицу надлежащее свидетельство». Анало- гичные испытания проводились и для присвоения классного чина, что также вхо- дило в обязанности педагогического совета гимназии. Педагоги Тульской гимназии подробно изучали и обсуждали на педагоги- ческом совете статьи передовых журналов того периода времени, причем, не только педагогических («Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Журнал для воспитания», «Журнал Министерства народного просве- щения», «Учитель» и т. д.). Кроме того, на педагогическом совете часто происходило обсуждение мето- дических вопросов преподавания предметов, о чем свидетельствуют протоколы заседаний совета.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=