Университет XXI века: научное измерение

Социальные науки 161 С. М. Маркова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ: ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере Тульской мужской классической гимназии) Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты и направления учебно-воспита- тельной работы педагогического совета Тульской мужской гимназии; рассматривается пере- довой опыт учебного заведения 60-х гг. XIX века, оказавший влияние на деятельность учеб- ных заведений Российской империи этого периода. Ключевые слова: педагогический совет, Тульская мужская гимназия, гимназический устав, Министерство народного просвещения. В общеобразовательных учебных заведениях дореволюционной России пе- дагогические советы являлись важным фактором, влияющим на развитие отече- ственной школы, ведь их главной задачей была учебная и, что немаловажно, вос- питательная работа. Многие выдающиеся педагогические деятели XIX – начала XX вв. стремились к воплощению своих идей на опыте конкретных учебных за- ведений, потому педагогические советы были тем «мотором» образовательной системы, который позволял реализовывать передовые достижения педагогиче- ской мысли в практике школьного образования. «Устав учебных заведений, подведомых университетам» 1804 г. практиче- ски не регламентировал деятельность педагогического совета. В нем лишь отме- чалось, что «в первое воскресенье каждого месяца учителя гимназии должны со- бираться к директору для педагогических советований» [7,с.630]. «Устав гимна- зий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов С.- Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. 1828 г.» содержал следующие положения, касающиеся педагогического совета: «для рассмотрения важнейших дел, как собственно касающихся до гимназии и пансиона оной, так и по всему ведомству дирекции составляется особый совет из директора, инспек- тора и старших учителей гимназии»[8, с.1101]. Таким образом, первые гимнази- ческие уставы практически не регулировали деятельность педагогического со- вета учебного заведения. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвеще- ния 1864 года уже подробно регламентировал функции педагогического совета гимназии, определяя, что его главное назначение «всестороннее обсуждение вопро- сов, относящихся к учебной и воспитательной части гимназии и прогимназии»[9, с.15]. В его состав должны были входить директор (председатель), инспектор, зако- ноучитель, все преподаватели наук и языков, надзиратели и воспитатели пансиона. Обращаясь к истории Тульской мужской гимназии, отметим, что на всем протяжении ее существования с 1804 года педагогический совет играл значи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=