Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 15 Государственная национальная и языковая политика в СССР 1940–1991 гг. яв- лялась наиболее влиятельным фактором и условием, влияющим на преподавание русского языка в национальных школах, это были активные действия всесоюзной и региональных властей, направленные на повышение статусности русского языка по сравнению с остальными национальными языками, что непосредственно влияло на цель преподавания русского языка в национальных школах СССР. К внешним факторам и условиям, влияющим на преподавание русского языка в национальных школах, можно отнести и особенности региональной си- стемы образования, от которых зависела цель преподавания русского языка в конкретном регионе. Теоретические основы методики преподавания русского языка в нацио- нальных школах СССР нашли свое отражение в содержании и методах обуче- ния русскому языку. Особенности преподавания русского языка в национальной школе опреде- ляли цель обучения русскому языку как национальному – распространение рус- ского языка в каждой республике СССР в качестве языка межнационального общения. Цель обучения реализовывалась в содержании и методах обучения. Происходил процесс унификации содержания образования по русскому языку в национальных школах. Структура и содержание учебных пособий реализуются через основные структурные компоненты учебника: тексты и внетекстовые элементы (вопросы, задания, упражнения, памятки, таблицы, подписи к иллюстративному материа- лу и сам иллюстративный материал). В содержании пособий по обучению русской грамоте для национальных школ можно обозначить «центростремительные» и «центробежные» тенденции. «Центростремительным» содержанием назовем: общие идеологические ценно- сти и установки, повторяющиеся темы текстов и иллюстраций, персонажи с русскими именами, декларирование единой цели обучения русскому языку, общие принципы и подходы в методике преподавания, выраженные в системах вопросов, заданий, упражнений и т. п. Для «центробежной» тенденции (т. е., отражению национальных и этниче- ских особенностей республик, краев, регионов) свойственно: присутствие в текстах и иллюстрациях персонажей с этническими чертами внешности, изображение и описание национальной одежды, характерные пейзажи (город- ской и сельский), национальные имена, досуг (народные игры, праздники и др.), трудовая деятельность людей и их занятия, животные и растения в соот- ветствии с конкретной климатической зоной. Разработанная нами аналитическая модель анализа ляжет в основу реше- ния основных задач исследования национальных азбук и букварей СССР. Литература 1. Алпатов В. М. 150 языков и политика. 1917–2000: социолингвистиче- ские проблемы СССР и постсоветского пространства. М. : Ин-т востоковедения РАН, 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=