Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 142 М. В. Быкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация. Статья посвящается вопросу современного стратегического планирования, необходимости учета всех факторов, влияющих на развитие организации в будущем. Ключевые слова: стратегия развития, организация, перспектива, планирование, резуль- таты, конкуренция, миссия, анализ, стратегическое планирование, управленческие решения, риски, ресурсы организации, внешняя и внутренняя среда. В современных условиях стратегическое планирование становится все бо- лее актуальным для современных организаций. Оно позволяет понять, что необ- ходимо сделать в настоящее время, чтобы получить максимальный результат в будущем. Как правило, стратегия разрабатывается руководством высшего звена организации. Ему же принадлежит право постановки цели, задач, форму- лировки миссии. Стратегическое планирование невозможно без проведения ка- чественного анализа внешней и внутренней среды организации, детального SWOT-анализа, потоков информации, определения стратегии [2, с. 243]. Стратегическое планирование позволяет также спрогнозировать те или иные события, своевременно отреагировать на изменения внешней среды, раз- работать и внедрить в производство современные инновационные технологии, необходимые для успешной конкуренции на рынке, оценить наличие собствен- ных производственных ресурсов (трудовых, финансовых и т. д.). Так, напри- мер, анализ внешней среды позволяет объективно оценить имеющиеся риски, изменения, происходящие в экономических, политических, правовых, социаль- ных отношениях, деятельность конкурентов, потенциальных покупателей и многое другое. В свою очередь, анализ внутренней среды дает четкое пред- ставление о системе менеджмента и маркетинга в организации, профессиональ- ных кадрах, корпоративной культуре, финансовых возможностях фирмы и т. д. необходим также так называемый «портфельный анализ». Он позволит оценить не только различные виды выпускаемой продукции, но и текущие направления хозяйственной деятельности, чтобы определить наиболее эффективные страте- гии [3, с. 333]. Следующим важным этапом является выбор стратегии организации. Чтобы этот выбор был эффективным, принес положительный результат в будущем, необходимо рассмотреть различные альтернативы развития органи- зации, и выбрать наиболее рациональную, максимально выгодную. Осуществляя выбор стратегии, стоит оценить свои реальные возможности (экономические, финансовые), конкурентные преимущества на конкретном сегменте рынка, а также наличие современных инновационных технологий, позволяющих быть на шаг впереди конкурентов. Их нельзя недооценивать.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=