Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 114 Н. С. Карташова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Г. А. Шахмурова Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ Аннотация. В работе рассматриваются особенности методической подготовки буду- щих учителей биологии к организации самостоятельной работы учащихся в рамках реализа- ции лекционных и практических занятий и форм внеаудиторной деятельности. Ключевые слова: самостоятельная работа учащихся, биологическое образование, мето- дическая подготовка. Модернизация биологического образования в основной общеобразователь- ной школе предполагает переход от доминирования знаниевого компонента в определении целей к формулированию результата в формате действий уча- щихся, обозначенных в предметной, метапредметной и личностной областях учебного содержания предмета [1]. В Концепции преподавания учебного пред- мета «Биология» указывается на необходимость смены абстрактно - теоретиче- ского подхода на практико-ориентированный процесс обучения, который осно- ван на актуальном опыте и индивидуальных потребностях обучающихся, на гра- мотном использовании проектных и исследовательских методов в обучении био- логии [2]. Важное место в организации разнообразной учебно-познавательной деятельности занимает самостоятельная работа учащихся. Специалисты в обла- сти биологического образования школьников рассматривают разные аспекты процесса организации самостоятельной работы, например, анализируя про- блемы школьников в рамках самостоятельной работы [3], предлагая использова- ние интерактивной рабочей тетради в этом процессе [4]. Заслуживает внимания обращение к самостоятельной работе как основе в формирования навыков пони- мания сложного биологического текста [5], проектной деятельности [6] и дистан- ционного обучения биологии [7]. Очевидно, что те или иные действия учителя по организации самостоятельной работы должны быть тщательно продуманы, спланированы и организованы с учетом требований ФГОС и ФООП ООО. Это обстоятельство учитывается в процессе методической подготовки бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профилей «Биология и Химия», «Биология и География» и отражается в содержании рабочей про- граммы дисциплины «Теория и методика обучения биологии», разнообразных формах и методах обучения. Дидактические основы, значение и актуальность са- мостоятельной работы учащихся в рамках биологического образования освеща- ются в процессе лекционных занятий по темам: «Цели и задачи биологического

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=