Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 112 сделать исследовательскую работу учащихся таким образом, чтобы они могли сами додуматься до решения проблемы урока и объяснить, как надо действо- вать в новых условиях [3]. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Для экспериментального исследования значимости деятельностного под- хода в процессе природоохранной работы в рамках изучения биологии нами была разработана рабочая программа для внеурочной деятельности «Юные эко- логи». Для проверки эффективности разработанной рабочей программы был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов. В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента мы выявили уровень развития природоохранного мышления, как показателя уровня приро- доохранной воспитанности учащихся в контрольном и экспериментальном клас- сах МБОУ ЦО № 42 г. Тула. Нами использовались две методики: Методика «ЭЗОП» (С. Д. Дерябо) и Тест «Осознанность отношения к природе» [4]. В ходе анализа полученных результатов мы выяснили, что в основном пре- обладают средние показатели уровня природоохранной воспитанности. В обоих классах преобладающей установкой является эстетическая, то есть учащиеся в большей степени воспринимают природу как объект красоты. Был сделан вы- вод, что большинство учащихся могли бы повысить свой уровень осознанного отношения к природе и повысить уровень знаниевой и этической установок по отношению к окружающей среде. Таким образом, на втором этапе эксперимента было предложено выявить эффективность влияния деятельностного подхода на улучшение природоохранной воспитанности. На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны методиче- ские рекомендации для реализации рабочей программы «Юные экологи», кото- рые были внедрены в процессе внеурочной деятельности. Рабочая программа состоит из двух разделов, каждый из которых включает теоретическую и прак- тическую части. Раздел 1. посвящен особо охраняемым природным территориям России. Целью данного раздела является развитие природоохранного мышления, расширение общебиологического кругозора, привитие чувства любви к живот- ным, природе и желания ее охранять. При изучении тем данного направления использовались следующие формы обучения: конференции, лекции, семинары, киноуроки, уроки-викторины, а также экскурсии. Работа учащихся была органи- зована таким образом, чтобы было возможным формирование способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. Например, в процессе экскурсии в При- окско-Террасный заповедник формировались следующие универсальные учеб- ные действия: коммуникативные – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; регулятивные – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; познаватель- ные – выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=