Университет XXI века: научное измерение

Биологические и химические науки 111 Н. С. Карташова, Е. А. Быковская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРИРОДООХРАННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Аннотация. Статья содержит информацию о результатах исследования по использова- нию деятельностного подхода как условия природоохранного воспитания учащихся в рамках биологического образования в школе. Ключевые слова: природоохранное воспитание, деятельностный подход, модернизация биологического образования. Проблема взаимодействия человеческого общества и окружающей при- роды, различного антропогенного воздействия на окружающую среду приняла огромные масштабы. Специалисты в области экологии, экологической психоло- гии и экологического образования подчеркивают важность формирования эко- логической ответственности для решения названной проблемы. Именно поэтому на данном этапе развития современного общества важнейшее место занимает природоохранное воспитание подрастающего поколения. Природоохранное вос- питание осуществляется в процессе обучения по таким дисциплинам, как окру- жающий мир, природоведение, география, химия, физика, биология, литература, изобразительное искусство. Но именно биологическое образование занимает са- мое важное место в раскрытии научных основ природоохранной деятельности, так как включает: систему знаний о взаимодействии природы и общества; цен- ностные экологические ориентации; систему норм и правил по отношению к природе; умения и навыки по изучению природы и ее охране [1]. Модернизация современного биологического образования предполагает ре- ализацию деятельностного подхода в процессе обучения. При организации учеб- ного процесса необходимо создавать такую обстановку, чтобы учащиеся, по- мимо усвоения знаний, могли реализовать свои потенциальные способности и возможности, а также развить лучшие личностные качества. Деятельностный подход обеспечивает гармоничное и системное развитие личности учащихся, формирование компетенций, необходимых для успешной самореализации в про- фессиональной, личной и социальной сферах жизни, для успешного обучения на следующих уровнях непрерывного образования [2]. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает различными универ- сальными учебными действиями, обеспечивающими его умениями решать в бу- дущем разнообразные жизненные задачи. Суть системно-деятельностного подхода заключается в том, что учащиеся не получают новые знания в готовом виде. Важной задачей учителя при освое- нии нового материала является включение учащихся в процесс самостоятель- ного овладения знаниями и учебными умениями. Учитель должен постараться

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=