Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 97 ПОНЯТИЕ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ПРАКТИКАХ КОММЕМОРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ М. И. Ромашин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья представляет собой аналитический обзор работ со- временных российских историков по проблемам исторической памяти и коммемо- ративных практик. Ключевые слова: историческая память, коммеморация, историография. В пространство российской науки тема исторической памяти пришла лишь с небольшим запозданием по сравнению европейской историографией. Профессиональное сообщество активно включилось в разработку как теорети- ческих, так и фактографических исследований в этой области. Следует отметить цикл работ И. М. Савельевой и А. В. Полетаева: «Исто- рия и время: в поисках утраченного» (1997), «Знание о прошлом: теория и ис- тория» (2003–2006), «Социальные представления о прошлом» (2008) и др. [5]. С 1997 по 2002 г. соавторы также координировали издательские проекты «Translation Project» и «Восток переводит Восток», в рамках которых на рус- ский язык было переведено более 400 книг зарубежной гуманитаристики XX в., что содействовало преодолению существовавшего разрыва в методологии и ис- следовательских практиках. И. М. Савельевой и А. В. Полетаеву в основном принадлежат работы, свя- занные с социально-политической и идеологической составляющими темы ис- торической памяти. В рамках данной научной школы в Институте гуманитар- ных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ был выполнен ряд ис- следований, использующих методологию постмодерна и идею практик комме- морации (Е. А. Вишленкова; Д. А. Сдвижков, О. Ю. Малинова и др.) [1; 4; 10; 11]. Сотрудниками Института также были инициированы проекты, в которых участвовали исследователи разных регионов России и других стран [3]. В тер- минологическом отношении в их работах часто используется словосочетание «политика и практика памяти». И. М. Савельева отмечает, что «этот сюжет ока- зался самым привлекательным, самым доступным, изобилующим материалами (как текстами, так и образами) и соответственно самым разработанным», изу- чение политики памяти дает ответ на вопрос, «как создаются коллективные воспоминания и формируются национальные символы», и потому на первое место выходит «функция власти, определяющей, как следует представлять прошлое» [8, с. 417]. Другим центром исследований практик коммеморации в России является Институт всеобщей истории РАН. Прежде всего, следует назвать работы Л. П. Репиной и сотрудников Центра интеллектуальной истории. Их внимание акцентировано на исследовании проблем исторического сознания, его форм

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=