Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 94 ками и градусами зодиака, отметки в виде серпов луны чисел месяца, на кото- рые в разные годы приходятся новолуния, указания в буквенном виде (первая буква алфавита, это единица, вторая – число два и т. д.) позиций годов в девят- надцатилетнем лунном цикле, на которые приходятся новолуния по указанным числам месяца, числа месяца и солнечная колесница. Часть персонажей и пей- зажей миниатюр возможно связать с реальными людьми и местностями. В ми- ниатюре январь есть изображение самого герцога Жана, а также предполагае- мые автопортреты братьев Лимбург. Часословы традиционно начинались с ка- лендаря для того, чтобы читатель мог определить соответствие молитв опреде- лённым дням, дни недели, церковные праздники [1, с. 13]. Каждое изображение из цикла «Времена года» содержат некий сюжет. Январь показывает пир при дворе герцога. Февраль проиллюстрирован картиной домашнего очага кре- стьянской семьи и заготовкой дров из леса. В марте – начало пахотных работ и приведение в порядок виноградника. На апрельском полотне изображена це- ремония бракосочетания представителей дворянской знати. В мае проходит торжественный выезд герцогского двора. На июньском пейзаже можно увидеть покос крестьянами пахотных полей. В июле вновь сельская жизнь – жатва уро- жая и стрижка овец. На переднем плане августа охота знати, на заднем кресть- яне моются в реке и заготавливают сено. В сентябре показан сбор урожая вино- града. Октябрь представлен посевом урожая озимых и борьба лучника с назой- ливыми птицами. В ноябре происходит выгон свиней в лесной массив за желу- дями. В последний месяц – декабрь происходит псовая охота. После цикла «Времена года» следуют восемь больших миниатюр: «Анато- мический человек», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Встреча волхвов», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Падение мятежных ангелов», «Ад», «План Рима». Они представляют собой отдельные листы и, по мнению французского историка искусства Поля Дюрье, не являются частью самого ча- сослова, а добавлены в него позже как самостоятельные произведения [2, с. 19]. Произведение написано полностью на латинском языке. Текст составлен в двух колонках около 50 мм шириной каждая, содержащих по 21 или 22 строки. Листы манускрипта разлиновывал чертёжник так, чтобы осталось место для миниатюр. Текст рукописи выполнен в основном чёрными чернилами готиче- ским шрифтом [1, с. 214]. Литература 1. Казель Р., Ратхофер И. Роскошный часослов герцога Беррийского. – М. : Белый город, 2002. 2. Durrieu P. Les Très Riches Heures de Jean de France, duc de Berry. – P. : Plon-Nourrit, 1904.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=