Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 93 «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЧАСОСЛОВ ГЕРЦОГА БЕРРИЙСКОГО»: ИСТОРИЯ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ А. И. Логачев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Статья содержит библиографическое описание «Великолепно- го часослова герцога Беррийского», сюжет его иллюстраций и биографию заказ- чика произведения. Ключевые слова: Средневековье, часослов, герцог Беррийский, история Франции, братья Лимбурги. Начать следует с личности заказчика произведения. Жан I «Великолеп- ный» являлся третьим сыном короля Франции Иоанна II «Доброго». В двадцать лет ему достаются титулы герцога Беррийского и герцога Овернского, оба со- хранил вплоть до своей смерти в марте 1416 года. Прославился данный истори- ческий персонаж как непосредственный участник «Столетней войны», при- дворных интриг при трех королях Франции: своего отца Иоанна II «Добро- го», своего брата Карла V «Мудрого» и своего племянника Карла VI «Безум- ного». Так же был известен как весьма образованный для своего времени че- ловек, меценат, покровитель искусств, владелец крупной библиотеки (около трехсот томов). Особое внимание уделял религиозным книгам, изысканного оформления и богатого содержания, за что современниками вполне справедливо был про- зван «королем часословов» [1, с. 195]. Имея внушительные материальные сред- ства, герцог не скупился нанять лучших мастеров-художников своей эпохи. Среди них братья Лимбурги (о них более подробно будет описано ниже), Жак- мар де Эден, Жан Ле Нуар. В общей сложности по заказу Жана I было создано шесть сохранившихся до нашего времени часословов. Среди них: «Малый ча- сослов», «Большой часослов» и «Прекрасный часослов Богоматери» (хранятся в Национальной библиотеке Франции, Париж), «Прекрасный часослов» (хра- нится в художественном музее Метрополитен, Нью-Иорк), «Брюссельский ча- сослов» (хранится в Королевской библиотеке Бельгии, Брюссель) и, конечно самый известный, «Великолепный часослов герцога Беррийского» (хранится в музее Конде, замок Шантийи), о котором пойдет речь. Данное произведение представляет собой иллюстративно украшенную ру- копись, создание которой началось в первой четверти XV века. Она не была за- кончена при жизни герцога Жана I «Великолепного» и завершалась разными мастерами в течении нескольких последующих десятилетий. Основная часть миниатюр была выполнена братьями-художниками Лимбург: Полем, Жаном и Эрманом. Начало часослова – это цикл «Времена года», состоящий из двена- дцати миниатюр, по одному на каждый месяц. На восьми изображениях на зад- нем плане помещены замки, находившиеся во владении герцога Беррийского. В верхней части иллюстраций небесный свод с соответствующими месяцу зна-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=