Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 87 вуется определенное противостояние человека и стихии, а возможно, их сопо- ставление по силе и значимости. В данном контексте небо является своеобраз- ным символом. Отделяет фигуру писателя от неба фрагмент пейзажа, с желтым полем на переднем плане и парой крестьянских домиков вдали. Эти домики, по сути, делят картину на два плана – передний с фигурой писателя и задний – на котором изображено небо. Предполагаемая линия горизонта, которая могла бы выполнять данную функцию, нам не видна, так как ее полностью загоражи- вает фигура Толстого. Центром композиции является голова, по характерным особенностям кото- рой мы безошибочно можем определить изображенного человека. Прежде всего это большой лоб, густые брови, острый нос и белоснежная борода. Художник накладывал крупные мазки, поэтому лицо не прописано детально, так почти не проработаны глаза, однако соотношение света и тени таково, что зритель угады- вает куда направлен строгий взгляд мыслителя. Лев Николаевич показан задум- чивым и сосредоточенным, видно, что в его душе идет сложная работа. Важную роль в восприятии композиции произведения играет фон. Осо- бенно привлекали художника эффекты вечернего освещения, в данном случае это также наблюдается. На первый взгляд может показаться, что в картине ис- пользован узкий спектр цвета, преобладают серые, голубые и синие оттенки. Однако мастерство автора позволяет передать глубокую палитру неба за не- сколько минут до разразившейся бури. Развевающаяся прядь волос на голове, согнувшееся дерево на дальнем плане, едва различимые склонившиеся колосья, рельефные полосы на облаках – все это передает ощущение сильного ветра пе- ред грозой. Сочетание этих линий и округлых очертаний облаков, как и кон- траст темной, почти черной верхней одежды с белым воротничком блузы, так- же усиливает динамический импульс картины. Таким образом, художнику удалось добиться экспрессивности и масштаб- ности. Чувствуется, что он проникся всею личностью во всей его оригиналь- ности и своеобразии, сидящим перед ними человеком. Известно, в 1906 году Л. Пастернак подарил офорт с этого портрета писателю М. Горькому, который «сквозь стиснутые зубы протяжно произнес: – Ух!.. Как он клином вошел во всю литературу!» [1, с. 144–145]. Сам художник позже записал, что «Это очень удачное и образное определение. Но Толстой клином вошел не только во всю литературу, но и во все человечество…» [1, с. 144–145]. Литература 1. Пастернак Л. О. Записи разных лет. – М., 1975. 2. Плавинская Л. «Я не могу быть чисто русским художником» [Электрон- ный ресурс] // Лехаим. – URL: https://lechaim.ru/ARHIV/241/plavinskaya.htm (да- та обращения: 28.11.2022). 3. Пастернак Л. О. Как создавалось «Воскресение» [Электронный ресурс]. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/vospominaniya/v-vospominaniyah- sovremennikov/pasternak-kak-sozdavalos-voskresenie.htm (дата обращения: 28.11.2022).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=